Линки доступности

Фильм об Украине «Фарфоровая война» получил один из главных призов в Санденсе


«Фарфоровая война». Sundance Institute via AP
«Фарфоровая война». Sundance Institute via AP

По итогам 40-го юбилейного смотра Санденс вручены призы

Два режиссерских дебюта, игровой – «Летней порой» (In the Summers) и документальный – «Фарфоровая война» (Porcelain War), получили гран-при на завершившемся в Парк-Сити (штат Юта) 40-м международном кинофестивале Санденс. Один из крупнейших киносмотров в мире независимого, авторского и экспериментального кино, Санденс конкурирует в этих форматах с европейскими фестивалями в Роттердаме и Локарно.

Фестиваль Санденс проводится с 1985 года. Его организатором является Институт Санденс, основанный актером Робертом Редфордом и группой его единомышленников для поддержки независимого кино в США и в мире.

Храбрость и красота

«Летней порой», заряженная эмоциями семейная драма Алессандры Лакорацца, американки колумбийского происхождения, разворачивает перед зрителем сложные отношения бесшабашного , вспыльчивого и эгоцентричного отца с двумя его дочерьми-подростками, переживающими трудности переходного возраста. Лакорацца также удостоилась приза за режиссуру.

«Летней порой» снимался в городе Лас-Крусес, штат Нью-Мексико. «Посвящаю свой фильм «голубым», латинос, иммигрантам», – заявила Лакорацца на презентации фильма.

«Летней порой». Sundance Institute via AP
«Летней порой». Sundance Institute via AP

«Фарфоровая война» – поэтический, правдивый и пронзительный взгляд на творчество и судьбу художников, которые вопреки всему создают уникальные произведения народного искусствашки в сегодняшней Украине, воюющей с российскими агрессорами.

Фильм – продукт американо-украинского сотрудничества. Он сделан совместно двумя режиссерами – американцем Бренданом Белломо и украинцем Славой Леонтьевым. Фильм был включен в категорию «американское документальное кино».

«Этой наградой отмечена храбрость и красота народа Украины», – сказал Белломо.

Фионнуала Халлиган на сайте киноиздания ScreenDaily отмечает необычность фильма, который филигранно сочетает хрупкость чудесных игрушек, которые создают Слава Леонтьев и его партнер Анна Стасенко, и суровые, реалии жизни под завывания сирены воздушной тревоги и взрывы бомб и ракет, которыми российская армия обстреливает Харьков, где живут герои фильма. Славу и Анну зритель увидит и в военной форме. Они защищают свою землю, свое право быть украинскими патриотами. Слава как опытный инструктор по стрельбе обучает военному ремеслу резервистов, заступающих на службу. Одним из авторов фильма стал близкий друг Славы художник-станковист Андрей Стефанов, который выступил в качестве оператора.

Как отмечают наблюдатели, «Фарфоровая война» имеет шанс повторить успех документальной ленты «20 дней в Мариуполе», год назад получившей в Санденсе аналогичный приз, а несколько дней назад вошедшей в пятерку оскаровских номинантов в документальной категории.

Родители и дети

В этом году на Санденсе заметен крен в сторону семейных драм, тематики трудностей взросления и гендерных противоречий.

«Сухо» (Sujo) – так зовут мексиканского мальчика-сироту, который пытается спастись от угрозы смерти со стороны убийц из наркокартеля. «Сухо» – так называется и драматический триллер, завоевавший Большой приз жюри в категории мировой драмы.

В категории мировой документалистики приза жюри удостоилась шемящая семейная история «Природы новый вид» (A New Kind of Wilderness). Кинокамера норвежского режиссера Силье Эвенсмо Якобсен направлена на одержимого «зеленой философией» отца семейства и его четырех детей, мужественно переживающих неожиданную смерть жены героя.

В Санденсе, как и на многих других киносмотрах, голосование зрителей определяет фаворитов аудитории и, соответственно, получателей саециальных наград.

На этот раз публика выбрала в американской документальной категории душещипательную ленту «Дочери» (Daughters) сорежиссеров Натали Рэй и Анджелы Паттон. В одной из американских тюрем уже несколько лет успешно проводится экспериментальный проект «Танцуют отец и дочь». Заключенным разрешено участвовать в своего рода массовом «танцевальном свидании» с их дочерьми.

«Дочери». Sundance Institute via AP
«Дочери». Sundance Institute via AP

Зрительские симпатии в секции американской драмы завоевала история взросления «Диди» (Didi) режиссера Шона Ванга. 13-летний американский тинейджер, родившийся на Тайване, готовится к учебе в средней школе во Фремонте, штат Калифорния. Эта картина также получила награду за лучший актерский ансамбль. Как рассказал Ванг, история носит отчасти автобиографический характер. Фильм анализирует сложности адаптации застенчивого и закомплексованного подростка в среде, где отношениями со сверстниками рулит всемогущий Интернет, а отношения в семье чреваты постоянными конфликтами.

Киран Калкин и Джесси Айзенберг на премьере фильма «Настоящая боль». Photo by Charles Sykes/invision/AP
Киран Калкин и Джесси Айзенберг на премьере фильма «Настоящая боль». Photo by Charles Sykes/invision/AP

Приз зрительских симпатий в секции мировой документалистики достался ленте «Ибелин» (Ibelin), также отмеченной премией Бенджамину Ри за лучшую режиссуру. В центре сюжета – история норвежца Матса Стина, умершего в 25 лет от тяжелого мышечного расстройства. Только после его смерти родители обнаружили, насколько популярен он был как геймер благодаря своему персональному блогу. Картина уже куплена стриминговым гигантом Netflix.

Фестивальные закупки

Характерен успех индийской мелодрамы «Девчонки не меняются» (Girls Will Be Girls), которая также удостоилась награды аудитории. Режиссер Шучи Талати завязала в крепкий узел отношения между главной героиней Мирой, отличницей и активисткой школы-интерната в горной местности в Гималаях, ее возлюбленным Шри, обходительным сыном дипломата, мечтающим на ней жениться, и матерью Миры, властной молодящейся дамы, которая оказывается интимно вовлечена в отношения дочери и ее избранника. Как сказала режиссер после премьеры, это редкий для индийского кино пример честного рассказа о гендерных и сексуальных проблемах в современном индийском обществе.

«Девчонки не меняются». Sundance Institute via AP
«Девчонки не меняются». Sundance Institute via AP

За инновации отмечена картина «Маленькая смерть» (Little Death), продюсером которой выступил Даррен Аронофски, а в главной роли телевизионного сценариста снялся Дэвид Швиммер. А награду публики в «новаторской» категории увезла ирландская драма «Kneecap», в название которой вынесено название ирландской рэп-группы, участвующей в кампании по спасению неумолимо исчезающего ирландского языка. В фильме снялся актер Майкл Фассбендер.

В дни фестиваля. Sundance Institute via AP
В дни фестиваля. Sundance Institute via AP

Неплохие прокатные перспективы у американской драмы «Настоящая боль» (A Real Pain) режиссера Джесси Айзенберга, который сыграл в ней вместе с Кираном Калкином. Айзенберг отмечен премией за лучший сценарий. Их герои, двоюродные братья-американцы еврейского происхождения, очень разные по менталитету и темпераменту, отправляются в турпоездку в Польшу, где жила их бабушка, бывшая узница Холокоста. Создателям фильма удается сочетать грустное и смешное, а характеры кузенов умело прописаны и своей достоверностью, глубиной и юмором, несомненно, привлекут зрителя. Уже во время фестиваля картину купила для проката фирма Searchlight Pictures за 10 млн долларов.

По сообщениям фестивальной прессы, компания Neon приобрела ужастик о призраках режиссера Стивена Содерберга «Присутствие» (Presence). А хоррор-триллер «То, что внутри» (It’s What’s Inside) купил Netflix за 17 млн долларов.

Форум

XS
SM
MD
LG