Линки доступности

Портрет Украины на стене бывшего «Дома Москвы» в Вильнюсе


Совместная литовско-эстонско-украинская художественная акция получила неформальное название «Байрактар от художников»

В центре Вильнюса, недалеко от так называемого «Сити» субботним вечером 30 июля было оживленно. Встретиться с горожанами, туристами и прессой пришли создатели фрески, которую назвали «#ДоПеремоги» (До Победы).

Художественное полотно площадью более 200 квадратных метров накануне украсило стену так называемого «Дома Москвы» – постройка которого была начата еще по инициативе Юрия Лужкова, но так и не была закончена. В последние годы оно ветшало, в нем периодически жили бомжи.

«Дом Москвы» неожиданно попал в информационные ленты сразу после известного инцидента около острова Змеиный. Слова украинского пограничника тогда облетели весь мир и стали мемом. И именно эту фразу неизвестные написали на крыше недостроенного здания.

Группа художников из Литвы, Эстонии и Украины решила воспользоваться пространством глухой стены и напомнить еще раз о российской агрессии и о несгибаемой воле украинского народа.

Власти Вильнюса дали разрешение на создание фрески. Нашлись, однако, и такие, кто вызвал полицию, которая не только приехала на место акции, но даже установила камеру наблюдения, чтобы у потенциальных вандалов не было возможности принести вред.

«Здание, которое должно было стать символом мощи России, будет превращено в символ мощи и храбрости Украины»

Журналист и активист Шарунас Черняускас (Šarūnas Černiauskas) рассказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что мысль сделать фреску появилась во время одного домашнего разговора. «Когда началась война, моя жена много думала о том, что можно сделать силами искусства, чтобы как-то высказаться на эту тему. Было много разных идей, а потом мы пошли на выставку фотографий из Запорожья. И там увидели несколько фотографий, в которые мы просто влюбились. Вышли на контакт с фотографом, сразу же выбрали это фото, потому что оно нам показалось самым сильным. Начали организовывать работу. Связались с прекрасными ребятами из Эстонии, которые единственные в мире такое могут сделать, потому что они создали этого робота-художника. У него даже есть имя – Альберт».

На вопрос, как было выбрано место данного проекта, Шарунас Черняускас ответил: «Потому что это так называемый "Дом Москвы". Это здание должно было стать символом влияния и величия России. Но стройка застопорилась в 2014 году после оккупации Крыма. А в 2021 году судом было принято решение о том, что здание незаконное – оно даже на бумаге не существует! Юридически никакого здания здесь нет. И мы решили, что это здание, которое должно было стать символом мощи России, будет превращено в символ мощи и храбрости Украины».

Литовская художница и автор идеи фрески Лина Шлипавичюте (Lina Šlipavičiūtė) уточняет, что ведущая роль в данном случае принадлежит фотографу из Украины Елене Тита. На фреске высотой 27 метров изображена молодая украинка Татьяна Дроботя, которая в качестве волонтерки благотворительной организации Благодійний фонд «Волонтерський центр "Паляниця"» работает для обеспечения солдат ВСУ всем необходимым.

Фотограф Елена Тита
Фотограф Елена Тита

«Эта фотосессия получилась достаточно спонтанно. Елена рассказала, что она пришла в цех, где работали волонтеры. И в этот момент кто-то принес в цех национальные украинские костюмы, и тогда возникло предложение, чтобы работающие надели яркие национальные платья и украсили головы венками. Получилось, как будто съемка производилась в студии, но на самом деле, это все было в цеху, что видно по некоторым деталям на заднем плане. На снимке видно, что Татьяна – очень сильная девушка, и нам это очень импонирует, мы решили, что такой снимок будет хорошим символом» ,– рассказывает Лина Шлипавичюте.

Право на использование своего снимка Елена Тита предоставила авторам фрески бесплатно, а деньги на осуществление проекта литовцы собирали по принципу краудфандинга. «Люди откликнулись очень быстро – не прошло и пяти дней, как у нас уже была необходимая сумма в 13 тысяч евро. Эти деньги пошли на краски, и на приобретение робота (который покрывал стену краской), и на компьютерную программу для него», – пояснила художница.

Модель Татьяна Дроботя
Модель Татьяна Дроботя

Неслучайно поэтому гигантскую фреску на стене «Дома Москвы» в Вильнюсе уже прозвали «Байрактаром от художников». Здесь имеется в виду, что литовско-эстонский проект является таким же подарком Украине и выражением солидарности со страной, отстаивающей свою независимость и территориальную целостность, каким стал в начале лета этого года турецкий беспилотник, деньги на который литовцы также собирали «всем миром».

Фотограф Елена Тита призналась, что ей не очень верится в происходящее. «Я только год как фотограф, я – начинающая. Но за время войны у меня уже прошло две международные выставки, вот эта фреска-мурал, сейчас еще снимается документальный фильм. Все это происходит настолько быстро, что хватает времени только на понимание того, что это какие-то знаки, подсказывающие тебе, что ты делаешь правильные вещи» – рассказала Елена.

Все началось с выставки, где были представлены сделанные Еленой фотографии. «И все как-то пошло, маховик стал раскручиваться и теперь мы готовы на все, чтобы вызывать в разных странах эмпатию, чтобы Украину поддерживали и понимали какой ужас сейчас на самом деле происходит», – продолжает свой рассказ фотограф.

Эстонский художник и оператор робота «Альберт» Михкель Йоала (Mihkel Joala) рассказал о технической стороне проекта.

Художник Михкель Йоала
Художник Михкель Йоала

Робот весит около 50 килограммов, подвешивается на тросах и управляется компьютером. Печать производится снизу вверх по полосам, согласно разработанной программе. «Там 5 цветов. Я использовал 3 основных цвета: желтый, синий и красный. В дополнение есть чёрный и белый. На создание фрески было потрачено 150 флаконов краски по 450 мл каждый», – сообщил художник.

«Я начал работу в 8 утра, а закончил в 9 –10 вечера, так что – примерно 14 часов непосредственно печати. Хотя пришлось прерваться, пока шел дождь и подождать, пока стена немного подсохнет. Это довольно долгое время, но, если вы сравните это с тем, как долго художник работает над рисунком такого размера вручную, это может занять неделю или даже две. У меня это заняло только один день», – говорит Йоала.

Следует отметить, что робот Альберт выполнял заказ самого Элона Маска. Осенью прошлого года его нанимали для работы над фасадом Tesla Gigafactory в Германии.

На официальное открытие фрески на стене бывшего «Дома Москвы» приехала и сама Татьяна Дроботя. Присутствующие обступили ее, фотографировали, расспрашивали, передавали пожелания победы воинам Украины.

Во время краткого общения с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Татьяна рассказала: «Увидев свое изображение высотой 27 метров, я испытала детский восторг. Потому что, когда я была маленькой, и меня спрашивали, кем я хочу стать, я всегда отвечала: "Супермоделью". Я ведь росла в 90-е годы, и тогда было время Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд, и понятно, что они были суперзвездами. И я очень хорошо помню, что всегда употребляла приставку "супер", то есть – хочу быть не просто моделью, а именно супермоделью. Но я не сделала карьеру в этой области, потому что мама говорила, что нужно учиться, получать серьезное образование, и я получила такое образование в Украине и в Англии, и вообще, я – очень серьезный человек. Но сейчас, когда я увидела свое изображение на этой стене, я поняла. что моя детская мечта сбылась, и я действительно стала супермоделью во всех смыслах этого слова».

Фотография Татьяны Дроботя на стене «Дома Москвы» в Вильнюсе приобрела популярность в Интернете. Кроме того, уже издана открытка с видом этой фрески. Нет сомнения, что снимок дойдет и до российских пользователей. На вопрос, что бы она хотела в этой связи сказать гражданам РФ, Татьяна ответила: «Еще до официального открытия было очень много вопросов: почему на фреске изображена девушка, а не воин, не дети, не кто-то еще? И я для себя решила, что на этой фотографии изображена Украина. И я объясню – почему».

Художник Лина Шлипавичюте
Художник Лина Шлипавичюте

«Мы с независимой Украиной – примерно одного возраста, – говорит Татьяна. – Во-вторых, Украина, как женщина, миролюбива, она никогда ни на кого не нападала первой. Украина, как любая хрупкая, красивая женщина нуждается в помощи сильных мужчин, в поддержке окружающих, что я вижу в Литве. И здесь можно провести аллегорию со странами, которые помогают Украине вооружением, деньгами и так далее. И все эти аллегории пронизывают эту фотографию, и так получилось, что мое изображение олицетворяет все это. И главное – фотограф Лена, когда делала этот снимок, сказала, что увидела в моем взгляде непокорность, и это то, что проявил народ Украины. В начале войны у нас не было ничего – я сама из Запорожья, и с первого дня российской агрессии я все время была там, и сейчас впервые выехала за пределы (Украины). И если бы не было такого повода, я бы не уехала. Я не планировала никакого отпуска, и уже пять месяцев работаю в волонтерском штабе – как медийщик. И сейчас совпали все факторы, благодаря которым можно увидеть маленькое изображение Украины на этой фотографии, и мне посчастливилось, что это я. А что почувствуют россияне? Я считаю, что все зависит от уровня эмпатии. У меня есть друзья, которые очень искренне переживают за нас. От моего города Запорожья до линии фронта 40 километров, мы ночью слышим артиллерию. Я по звуку слышу – снаряд вылетает, или влетает, мы к этому уже привыкли. Мои друзья пишут: "Таня, не пора ли эвакуироваться?". Я не хочу судить о людях плохо только по тому, какой у них паспорт. Я думаю, что все люди, у которых есть сердце, сейчас понимают, что происходит нечто ужасное. Это все, что я могу сказать».

Даже если само здание Дома Москвы будет снесено, как предполагают городские власти, то уникальная фреска не погибнет. Рисунок нанесен на облицовочные пластины, которые могут быть сняты, пронумерованы, перенесены в другое место, а затем собраны заново.

XS
SM
MD
LG