Линки доступности

Эксперты: Путин доволен войной на Ближнем Востоке – она отвлекает мир от Украины


 Боевики ХАМАС принимают участие в военном параде, посвященном годовщине войны с Израилем в 2014 году, недалеко от границы в центральной части сектора Газа, 19 июля 2023 года.
Боевики ХАМАС принимают участие в военном параде, посвященном годовщине войны с Израилем в 2014 году, недалеко от границы в центральной части сектора Газа, 19 июля 2023 года.

Политологи в США напоминают, что Москва союзничает с авторитарными режимами, поддержавшими нападение ХАМАС на Израиль

Официальная Россия с момента вторжения палестинского движения ХАМАС на территорию Израиля делала крайне осторожные заявления, призывая «все стороны конфликта прекратить военные действия». Однако в высказываниях Москвы по поводу новой войны на Ближнем Востоке сразу же нашлось место для осуждения Соединенных Штатов, которые якобы проводят «деструктивную политику» и «срывают коллективные усилия в рамках квартета международных посредников –ООН, России, США и Европейского союза».

Первыми в этом ключе высказались МИД России и его глава Сергей Лавров, обвинив США в том, что те «пытаются монополизировать посреднические усилия и увести диалог между палестинцами и израильтянами в сторону от политического урегулирования, создания палестинского государства».

В своих разговорах с представителями арабских стран и организаций в начале этой недели – генеральным секретарем Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмедом аль-Гейтом, главой МИД ОАЭ Абдаллой Аль Нахайяном и министром иностранных дел Египта Самехом Шукри – Лавров постоянно продвигал идею возобновления работы ближневосточного «квартета» и напоминал о «российских инициативных предложениях по активизации консолидированных усилий заинтересованных сторон в интересах скорейшего достижения справедливого и надежного палестино-израильского политического урегулирования по двухгосударственной формуле» (так это излагается в пресс-релизе МИД России).

При этом контакты официальной Москвы с Израилем (во всяком случае, те, о которых объявлялось публично) проходили на уровне замминистра иностранных дел Михаила Богданова.

Российское руководство не выразило никаких соболезнований властям Израиля – при том, что именно это государство стало жертвой атаки, детали которой (убийства, издевательства над телами жертв и взятие заложников) нападавшие сами транслировали в соцсетях.

Москва осторожна с термином «терроризм» в отношении действий ХАМАС.

Напротив, глава МИД России заявил 9 октября на пресс-конференции с генсеком ЛАГ, что «Россия не может согласиться с теми, кто говорит, что безопасность нужно обеспечивать исключительно борьбой с экстремизмом и терроризмом». Он также сказал, что позиция «западников» (в данном случае – стран Запада), которые «говорят, что… Израиль должен победить и уничтожить террористов», вызывает у России «вопросы».

Слова Сергея Лаврова прямо противоречат многочисленным заявлениям Владимира Путина о первоочередной задаче подавления терроризма и экстремизма, сделанным им на протяжении последних 23 лет – в частности, давнему заявлению президента России о том, что «весь цивилизованный мир решительно осуждает терроризм и расценивает его как преступление против человечества».

Сам Путин высказывался на тему войны Израиля с ХАМАС достаточно осторожно, как того и ожидали от него многие эксперты.

13 октября в Бишкеке российский лидер заявил, что Израиль столкнулся «с беспрецедентной атакой… по характеру исполнения – по жестокости», и что эта страна «имеет право на обеспечение своей безопасности и гарантии этой безопасности». Однако он тут же сравнил израильскую блокаду сектора Газа с блокадой Ленинграда, фактически обвинив Израиль в подготовке действий, сравнимых с действиями нацистов. Он также повторил прозвучавший ранее тезис о необходимости решения проблемы на основе принципа «двух государств».

При этом Путин ни разу не произнес слово «терроризм», а его представитель, Дмитрий Песков, лишь сделал это лишь однажды и без прямого упоминания тех, кто совершил террористические действия.

«Мы сохраняем диалог с двумя странами. Безусловно, нельзя не осуждать акты, которые кроме как терроризмом не назовешь. Но нельзя забывать и о том, что является предтечей этой ситуации» – заявил пресс-секретарь Путина в эфире российского государственного телевидения 11 октября.

Прямо назвал действия ХАМАС террористическими лишь посол России в Израиле Анатолий Викторов, также оговорившись, что «необходимо незамедлительное прекращение огня».

Российская пропаганда всю неделю была открыто антиизраильской: она высмеивала Армию обороны Израиля, рассказывая о том, что израильских военных убивали «как слепых котят», и вслед за Кремлем и МИДом говорила о «провальной стратегии США».

Наиболее одиозные каналы в соцсетях советовали «арабам брать побольше пленных» (разбор активности российской пропаганды по поводу войны Израиля и ХАМАС – в материале Ксении Турковой).

Эксперты в США считают, что Москве сейчас будет трудно лавировать между сохранением связей с Израилем и попытками укрепить свое влияние в арабских странах. Однако, аналитикам ясно, что Россия склонна к поддержке антизападных сил и довольна тем, что внимание мира отвлечено от ее агрессии против Украины.

Об этом известные американские специалисты по России говорили в интервью Русской службе «Голоса Америки».

Анджела Стент: поддержка Украины не должна снизиться

Почетный профессор и старший советник Центра российских и евроазиатских исследований Джорджтаунского университета Анджела Стент (Angela Stent) считает, что вряд ли ХАМАС вдохновлялся российской агрессией против Украины, но внимание Запада к событиям европейской войны могло быть одним из факторов:

«ХАМАС мог счесть, что взгляд мирового сообщества был направлен в другую сторону, и Запад сосредоточился на войне России против Украины, внутри Израиля нарастал раскол по поводу решений Нетаньяху относительно Верховного суда страны, а в США политики двух партий ведут постоянную борьбу. Это все могло повлиять на решение напасть, но мы знаем, что ХАМАС планировал это нападение долго, что готовилось оно не за несколько дней, и я думаю, что атака связана с тем, как ХАМАС в принципе действует, а не с внешними факторами».

Анджела Стент напоминает, что российское руководство тесным образом общалось с ХАМАС, который не признан в России террористической организацией, а также смогло установить хорошие отношения с Израилем:

«Мы знаем о постоянных связях ХАМАС и Москвы, которые поддерживаются и сейчас, а последний раз лидеры ХАМАС приезжали в Россию в марте 2023 года. Москва также пыталась на протяжении многих лет выступать потенциальным переговорщиком между Израилем и палестинцами, и также она очень аккуратно формировала свои отношения с Израилем. После начала агрессии против Украины Россия использовала самые разные способы давления на Израиль, чтобы эта страна не помогала Украине, например, не дала Киеву систему «Железный купол». В обмен на это Россия позволяла Израилю делать то, что ему требуется, в обеспечении безопасности его границы с Сирией, где действует «Хезболла».

Теперь ситуация, по словам профессора Джорджтаунского университета, меняется: «Иран, один из основных партнеров России в ее войне в Украине, по сообщениям различных медиа, явно помогал ХАМАС в планировании атаки на Израиль, так что отношения России и Израиля сейчас могут измениться».

Анджела Стент уверена, что Западу и США, в том числе, не следует оставлять Украину без внимания и поддержки из-за помощи Израилю:

«Стоит следить за тем, насколько сосредоточенность США на помощи Израилю отразится на поддержке нами Украины. Этот вопрос уже начал вызывать противоречия в Соединенных Штатах, потому что поддержка Израиля здесь – безусловно двухпартийная, а вот про поддержку Украины так говорить уже не приходится после того, как большое количество республиканцев ставят эту поддержку под сомнение.

Я удовлетворена тем, как администрация США отреагировала на события в Израиле, но я надеюсь, что это не снизит внимания к Украине, и ее поддержка будет продолжена в то время, как Палата представителей под руководством республиканцев не может прийти к согласию по этому вопросу. А Путину, который видит, что мир отвлекся и гораздо меньше следит за войной России против Украины, это все вполне нравится».

Дэвид Крамер: Россия играет деструктивную роль на Ближнем Востоке

Об одновременной связи Ирана с Россией и организацией ХАМАС говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки» и директор Института Джорджа Буша, бывший заместитель госсекретаря США Дэвид Крамер (David Kramer):

«Режим в Иране остается силой, поддерживающей террористические атаки по всему миру, и его поддержка бесчеловечной агрессии России против Украины – еще один пример такой поддержки. Эта поддержка была для России очень важной, и поставки дронов «Шахед» позволили Москве атаковать гораздо больше целей в Украине, чем в случае, если бы такой поддержки не было».

По словам Дэвида Крамера, роль России на Ближнем Востоке была «невероятно деструктивной»: «Стоит лишь посмотреть на поддержку Москвой Башара Асада в Сирии, а у Сирии есть связи с группировкой «Хезболла». Россия сама совершала военные преступления и, по разным сообщениям, виновна в убийствах многих мирных сирийцев в ходе гражданской войны в этой стране.

Россия также поддерживает Иран, и существует обеспокоенность возможной российской помощью иранской ядерной программе. И Путин совершенно не заботится ни о правах человека в своей стране, ни о правах граждан Украины, ни о правах мирных граждан в Сирии или где бы то ни было. Он действует только в своих интересах, и его целью является подрыв интересов США».

Дэвид Крамер допускает мысль о том, что Россия могла быть как-то связана с действиями ХАМАС: «Путину, возможно, хотелось бы удержать сложный баланс между Израилем и палестинцами. Но поддержка Россией террористической активности в принципе не вызывает удивления, потому что при Путине Россия сама стала вовлечена в терроризм. Так что вряд ли кто-то будет шокирован, если в конце концов будет установлена связь между этой атакой ХАМАС и Россией, хотя пока такой прямой связи мы не видели».

Томас Грэм: Кремлю выгоден «медленно кипящий» конфликт на Ближнем Востоке

Эксперт организации «Совет по международным делам» и экс-директор по России в Совете национальной безопасности США Томас Грэм (Thomas Graham), напротив, не считает, что поведение России могло бы оказать какое-то влияние на решение ХАМАС напасть на Израиль.

В интервью «Голосу Америки» Томас Грэм сказал, что «события в Украине и на Ближнем Востоке ясно свидетельствуют о возрастающем беспорядке в мировых делах, но из этого не следует, что они как-либо напрямую связаны».

Томас Грэм согласен с другими аналитиками, говорящими о том, что России раньше удавалось поддерживать баланс в своих контактах с обеими сторонами нынешней ближневосточной войны:

«Россия сохраняла достаточно хорошие отношения с Израилем в течение длительного времени, в том числе и потому, что в Израиле живет много еврейских иммигрантов из России, и это было важным моментом, соединяющим эти страны. Но также стоит помнить о том, что исторически у России были близкие отношения с палестинцами, и ее отношения с Ираном также становятся все ближе. Остается неясным, как именно Москве удастся сохранить баланс между всеми этими связями».

При этом Томас Грэм убежден, что в Кремле нынешней вспышкой насилия на Ближнем Востоке вполне удовлетворены и не будут делать что-то реальное, чтобы ее погасить:

«Я полагаю, что Россия видит для себя выгоду в продолжающемся конфликте на Ближнем Востоке в свете своих действий в Украине. Потому что этот конфликт возлагает дополнительное бремя на США и их европейских союзников – ведь должны быть приняты решения о том, кто из наших партнеров и какого рода военной техникой будет снабжаться в течение последующих недель и месяцев. Так что у России нет реальной заинтересованности в том, чтобы как-то разрешить этот конфликт. При этом она бы не хотела, чтобы он полностью вышел из-под контроля, но продолжение этого конфликта на Ближнем Востоке в режиме медленного кипения России вполне выгодно».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG