Линки доступности

Мобилизация и массовое бегство россиян


Страну уже покинули сотни тысяч граждан

Осло из-за объявленной в России мобилизации собирается усилить контроль на российско-норвежской границе. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на заявление Министерства юстиции и чрезвычайных ситуаций Норвегии.

«Мобилизация в России и возможный запрет на выезд для российских граждан увеличивает риск незаконного пересечения границы на норвежско-российской границе», говорится на сайте ведомства.

С начала мобилизации РФ покинули сотни тысяч людей. В основном они перебрались в соседние страны, где не требуются визы.

О том, что под «каток» мобилизации попадают те, кого она, по идее, никак не должна касаться в соответствии с официальными предписаниями, сообщали даже прокремлевские медиа.

То, что мобилизация в России проводится совсем не так, как этого хотелось бы властям, признал накануне президент Владимир Путин, указавший на совещании с постоянными членами Совета безопасности страны, что мероприятию сопутствуют многочисленные издержки.

По словам Путина, от граждан поступает много негативной информации «об организации самого призыва, качества, снабжения, бытовых условий и других вопросов» (цитата по Интерфаксу). «Нужно исправить все ошибки и не допускать их впредь», указал он.

Согласно выводам британской разведки, мобилизация и массовое бегство граждан из страны окажут существенное отрицательное влияние на экономику России, а «утечка мозгов» со временем еще больше усугубит положение.

«Война в Украине стала главным и абсолютно непредсказуемым фактором развития экономики»

С момента объявления о мобилизации Россия в совокупности лишилась предположительно более чем миллиона рабочих рук, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» экономический обозреватель, публицист Максим Блант. По его оценке, одно это уже стало серьезным ударом по экономическому состоянию и потенциала страны.

«Красноречивее всяких слов об общей атмосфере в обществе говорит то, что люди в отчаянии уже бросают машины на пограничных пунктах, лишь бы пересечь контрольную черту и избежать мобилизации, а в Москве продают квартиры с огромным дисконтом, – добавил он. – Скидки на недвижимость в столице доходят до 40 и даже 60 %. Люди хотят получить хоть какие-нибудь деньги, чтобы иметь возможность сбежать от всего этого кошмара и не сгинуть на войне».

Основной удар мобилизация нанесла по малому и среднему бизнесу, констатировал Максим Блант: «Военкоматы ведь как работают: если с них требуют набрать триста тысяч «штыков», они рассылают три миллиона повесток. А то, что это повсеместно вызовет панику и хаос, их не волнует. Повестки начинают раздавать всем подряд, и люди понимают, что никто не застрахован от попадания на бойню. Соответственно, большинство и реагирует на это ногами. Все, кто хотел воевать на Украине, давно воюют или уже отвоевались. Остались те, кто ни воевать, ни убивать, ни умирать не хотят».

Гражданский сектор экономики, который худо-бедно обеспечивал россиян всем, начиная от продуктов питания и заканчивая товарами массового потребления, получил двойной удар, утверждает эксперт: «С одной стороны, бизнес лишается квалифицированных кадров. Военкоматам все равно, кого отправить на фронт – разносчика пиццы или, допустим, хозяина сети кофеен. Под общую гребенку попадают менеджеры, профильные специалисты... А с другой стороны, надо содержать растущую на глазах армию. Военные расходы уже на середину сентября на 30 процентов превысили средства, заложенные на весь бюджетный год. И это еще без учета издержек, связанных с мобилизацией».

В результате бюджет трещит по швам, подчеркнул Максим Блант. К тому же, по его словам, через день то сам Путин, то люди из его ближайшего кружения на полном серьезе рассуждают о ядерном ударе.

«Все вместе это привело к тому, что все официальные прогнозы, которые делались еще в середине и в конце лета насчет относительно сносного положения дел в экономике, полетели в тартарары. Они оказались фикцией. Потому что война в Украине стала главным и абсолютно непредсказуемым фактором развития экономики. А конца и края боевым действиям не видно», – резюмировал он.

«Мы виноваты, и виноваты страшно»

Мобилизация – это катастрофа для большинства нормальных людей, считает правозащитник, бывший директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров. Но особенно сильно, по его мнению, происходящее затронуло семьи, в которых есть мужчины призывного возраста.

«Кто мог, уже перебрался за границу, – рассказывает собеседник «Голоса Америки». – Мои племянники, например, успели уехать в Казахстан. А сейчас закрываются границы, не сажают на самолеты. Люди в полной растерянности. Что делать, абсолютно непонятно. Адвокатская помощь важна, но и она мало что дает, увы».

К тому же мобилизация настолько безобразно организована, что просто диву даешься, продолжил Юрий Самодуров: «Уже и учителям из военкоматов приходят повестки. Учителям! Творится черти что. При этом, конечно, никто не верит в объявленную цифру – триста тысяч мобилизованных. Видно же, что забирают всех, кто под руку подвернулся. Это только усиливает ощущение нескончаемости беды».

После подписания Путиным указа о вхождении оккупированных украинских территорий в состав Российской Федерации узел затянется еще сильнее, сетует правозащитник: «Угнетает то, что какого-то серьёзного сопротивления (действиям властей), во всяком случае, пока, нет. Требования прекратить эту чудовищную войну почти не слышны. Никто из нас, конечно, не думал и не ожидал, что мы попадем в такую ситуацию. Мы виноваты, и виноваты страшно. Не только перед украинцами, но и перед своими детьми, которых не можем защитить. Ситуация кажется безвыходной. Полная яма».

К сожалению, в России мало кто осознаёт, что участие в этой братоубийственной войне – отпечаток на всю жизнь, заметил Юрий Самодуров. Вдобавок отношения между некогда близкими народами разрушены и испохаблены на десятки лет, и это тоже ужасно, заключил он.

XS
SM
MD
LG