Линки доступности

Каким курсом пойдет Казахстан при «новом» Токаеве?


Касым-Жомарт Токаев
Касым-Жомарт Токаев

Эксперты – о перспективах взаимоотношений Астаны и Москвы и подводных камнях на этом пути

Накануне ЦИК Казахстана подвел окончательные итоги выборов главы государства: действующий президент Касым-Жомарт Токаев одержал верх за явным преимуществом, набрав 81,31% голосов избирателей, сообщили СМИ. Церемония вступления в должность Токаева состоится 26 ноября.

Выборы были досрочными, им предшествовали изменения в Конституции Казахстана, в результате которых узаконен только один срок президентства, при этом он увеличился с 5 лет до 7.

Внешнеполитическое ведомство США в опубликованном заявлении по поводу президентских выборов в Казахстане выразило надежду на сотрудничество Вашингтона с Токаевым и его правительством «для достижения общих целей» и что Вашингтон поддерживает суверенитет и территориальную целостность Казахстана.

В документе подчеркивается, что этот принцип лежит в основе американо-казахстанского партнерства на протяжении более чем 30 лет.

При этом Госдепартамент поддерживает предварительные выводы комиссии наблюдателей ОБСЕ в Казахстане на выборах 20 ноября, состоящие в том, что «президентские выборы в Казахстане проходили в условиях отсутствия значимой политической конкуренции и продолжающихся ограничений свободы выражения мнений и мирных собраний».

Кроме того в заявлении Госдепартамента подчеркивается, что «США поддерживают широкомасштабные реформы, предложенные президентом Токаевым в этом году». Среди них – «демонополизация экономики и борьба с коррупцией, при одновременном укреплении системы сдержек и противовесов, верховенства закона и защиты прав человека».

Важное значение для Казахстана всегда имели и взаимоотношения с Россией. При этом, как отмечают эксперты, той солидарности сторон, какая была при прежнем президенте Нурсултане Назарбаеве, больше нет, а Кремль заметно раздражен подчеркнуто «прохладной» позицией Астаны в отношении войны в Украине и особенно её демонстративным непризнанием так называемых ДНР-ЛНР.

«Российско-казахстанская политическая повестка дня сейчас не подлежит серьезному пересмотру»

Принципиально никаких серьезных подвижек во взаимоотношениях Астаны и Москвы не должно быть, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» политолог Аркадий Дубнов. При этом, по его мнению, здесь всё «зыбко и не очень стабильно».

«Мне кажется, российско-казахстанская политическая повестка дня сейчас не подлежит серьезному пересмотру, – добавил он. – Реперные точки обозначены. Думаю, Москва будет в первую очередь заботиться о том, чтобы интенсифицировать сотрудничество с Астаной в двустороннем экономическом плане и рамках Евразийского союза. Тут ничего принципиально нового быть не может. Потому что в условиях хаотического состояния на всем на евразийском пространстве многие партнеры по СНГ ищут возможности избежать вторичных санкций Запада и одновременно наладить сотрудничество с Россией».

И здесь Москва должна очень старательно находить точки соприкосновения, полагает Аркадий Дубнов. Потому что, если процесс отдаления Казахстана от России продолжится и начнет развиваться уже институционально, то это может привести к непредсказуемым последствиям, пояснил он: «Казахстан по степени важности на постсоветском для России стоит втором месте после Украины. Но поскольку отношения с Москвой, в общем, становятся токсичными и в экономическом отношении, то здесь предстоит много работы с двух сторон, если они захотят остаться, как сказал Путин в своем поздравлении Токаеву (по случаю победы на выборах президента), “в состоянии стратегического партнерства и союзничества”».

Вместе с тем многие шаги со стороны Москвы, сделанные в надежде на то, что ей удастся «приструнить» Астану, причем с применением элементов шантажа, в конце концов, срабатывали своеобразным бумерангом, который, возвращаясь, ударял по российским интересам, подчеркнул политолог. На его взгляд, так происходило из-за того, что ответная реакция Казахстана была очень деловой – «не скандализированной, но очень конкретной»: «Руководством страны тут же были даны поручения найти возможности перенаправить потоки (казахстанских) углеводородов по другим маршрутам, в обход России. На самом деле такой подход отдаляет Астану от Москвы. Сам же Казахстан намеренно не стремится обострять отношения с Кремлем».

Кроме того, потенциально взрывоопасной темой в межгосударственных отношениях двух стран остается проблема северных казахстанских территорий, которые в российских крайне правых кругах называют «исконно русскими», резюмировал Аркадий Дубнов.

«Значение России на постсоветском пространстве сейчас весьма невысоко»

Отношения России и Казахстана становятся всё более натянутыми и все менее тесными, в свою очередь считает политолог Борис Кагарлицкий (его признали иноагентом по решению Минюста РФ в мае 2022 года - как и многих других критиков Кремля).

По оценкам Кагарлицкого, ухудшение отношений происходит не только из-за того, что Токаев старается дистанцироваться от Москвы, но и из-за того, что перестраиваются экономические связи между двумя странами.

«Безусловно, Казахстан получает определенные выгоды от того, что через него удается российскому бизнесу решать некоторые вопросы, связанные с санкциями, – рассуждает собеседник «Голоса Америки». – Но казахстанским предпринимателям приходится действовать тут очень осторожно, чтобы не прогневить более серьезных для себя партнеров – западных и китайских».

В отношении войны в Украине Казахстан, как и большинство стран региона, занимает позицию формального нейтралитета, на этом, пожалуй, всё и заканчивается, констатировал Борис Кагарлицкий.

«При этом все помнят, как Токаев четко сформулировал неприемлемость для Астаны признания так называемых ДНР-ЛНР, – указал он. – В Кремле явно раздражены такой позицией, но в Казахстане сосредоточены на другом. Это Путин может не спать из-за того, что к нему плохо относятся в Казахстане. А Токаева, как представляется, больше волнуют иные проблемы. Да и вообще значение России на постсоветском пространстве сейчас весьма невысоко».

Главная проблема Москвы в том, что её связи со странами Центральной Азии слабеют по мере того, как слабеет российская экономика, причем, прежде всего в технологическом плане, и это необратимый процесс, отметил политолог. Разумеется, инерционные связи сохраняются и будут существовать еще долго, но они не влияют на политику, заключил он.

Форум

XS
SM
MD
LG