Линки доступности

Сирия: что будет после падения Алеппо?


Войска Асада практически установили контроль над разрушенным городом

МОСКВА – Нет сомнений, что Алеппо под напором войск Башара Асада и его союзников пал. Об этом первым сообщил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин.

Он же заявил, что оставшиеся в живых боевики готовы покинуть руины города. Но здесь Чуркин несколько забежал вперед.

Как сообщает Интерфакс со ссылкой на близкий к сирийской оппозиции телеканал Orient TV намеченная на среду эвакуации гражданского населения и боевиков оппозиции из Восточного Алеппо перенесено на четверг.

Между тем, на заседании Совета Безопасности ООН Россию, Иран и официальный Дамаск подвергли жесткой обструкции за гуманитарную катастрофу в Алеппо. До этого глава правозащитного ведомства ООН заявил, что правительственные войска вместе с союзниками-наемниками проводят массовые расправы над мирным населением в восточном Алеппо.

Русская служба «Голоса Америки» узнала у российских экспертов, что они думают о будущем Сирии после падения Алеппо, как теперь могут развиваться события в этой стране.

Ведущий научный сотрудник Институт мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат философских наук Марат Муртазин отметил, что, с одной стороны, Алеппо – второй после столицы город в Сирии, но в экономическом и стратегическом отношении Алеппо – это центр всех путей для контроля не только над Сирией, но и в том числе над продолжением борьбы с ИГ на территории Ирака.

«Естественно, перспективы окончательной победы над сирийской оппозицией и Исламским государством не столь радужны, как бы хотелось, скажем, российской стороне, – добавил он. – Поскольку контратака боевиков ИГ на Пальмиру и захват исторического города Тадмура показали, что контроль над территорией Сирии усилиями правительственных войск не слишком эффективен».

Поэтому вполне возможно ожидать, исходя из парадигмы российско-американских переговоров, что оппозиция просто передислоцирует свои силы и продолжит борьбу с режимом Башара Асада, предположил Марат Муртазин: «Очевидно, что это произойдет в других точках, которых на территории Сирии еще вполне достаточно, и столица ИГ Ракка – одна из таких точек».

По мнению эксперта, ожидать, что в ближайшей перспективе в Сирии установится полный контроль правительства над всей территорией страны, вряд ли стоит.

«Эта история продолжится еще, как минимум, несколько лет, чтобы окончательно восстановился режим правления Башара Асада», – констатировал Марат Муртазин.

В свою очередь, сотрудник Российско-евразийской программы Chatham House британского Королевского института международных отношений Николай Кожанов подчеркнул, что никаких иллюзий насчет того, что город падет, не было уже относительно давно.

«Его падение серьезным образом скажется на развитии боевых действий дальше, – утверждает он. – Но здесь нельзя говорить о начале некой окончательной победы. Однако операции на земле будут во многом развиваться под диктовку Башара Асада и его союзников. Сдача Алеппо станет серьезным деморализующим фактором для оппозиционеров и моральной победой России в ее полемике с Западом. Это серьезное поражение в военном плане противников Асада».

Вместе с тем Николай Кожанов уверен, что у Башара Асада сил на все фронта явно не хватает.

«Российские эксперты считают, что реально под началом Асада 50 тысяч штыков, – продолжил он. – Я больше склонен к оценкам западных специалистов, в том числе из Пентагона, которые говорят о 25 тысячах. Для контроля большой территории этого явно недостаточно. Правда, у Асада есть еще тысяч 20 ополчения, но они за пределами родной земли воюют крайне неохотно. Ливанская «Хезболла» боеспособна, но понесла уже большие потери».

На два фронта и более Башар Асад воевать не может, резюмирует эксперт. На его взгляд, чтобы дальше переломить ситуацию в свою пользу Асаду нужно начать переговоры.

Марат Муртазин в этой связи полагает, что сама по себе оппозиция мало что решает.

«Оппозиция исполняет роль в той игре, которую ведут две сверхдержавы – США и Россия – и другие игроки на этом поле: страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, Турция, – рассуждает он. – Поэтому само понятие оппозиция довольно расплывчатое, и очень много будет зависеть от того, как поведет себя новая администрация США в Сирии, и на чем сойдутся, с одной стороны, США и Россия, с другой – страны Персидского залива, Турция и противоборствующий им Иран».

Поэтому оппозиция будет сейчас передислоцироваться и ждать указаний или намеков, как себя вести дальше, заключил эксперт.

XS
SM
MD
LG