Линки доступности

Есть ли связь между падением Алеппо и захватом Пальмиры?


Сирия, Пальмира (архивное фото)
Сирия, Пальмира (архивное фото)

Эксперты – о расстановке сил в зоне сирийского конфликта

МОСКВА – Просчетами в военном планировании объяснил повторный захват античного города Пальмира боевиками «Исламского государства» бывший начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский. Об этом сообщают российские СМИ.

Генерал Балуевский назвал это новым ударом по престижу как сирийских, так и российских войск, однако он выразил уверенность в том, что контроль над Пальмирой, где еще недавно известный дирижер Валерий Гергиев давал масштабный победный концерт, будет восстановлен.

Напомним, ранее в результате боевых действий, в ходе которых древний сирийский город переходил из рук в руки, джихадисты «Исламского государства» вновь захватили Пальмиру.

На этом фоне госсекретарь США Джон Керри в субботу встречался в Париже с руководителями дипломатических ведомств других стран в попытке возобновить зашедшие в тупик переговоры с Россией об ослаблении кризиса в Алеппо, в результате которого десятки тысяч жителей восточных районов города отрезаны от поставок продовольствия и других гуманитарных грузов.

Оценить сложившуюся ситуацию в Сирии Русская служба «Голоса Америки» попросила российских экспертов.

Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Александр Шумилин считает, что с падением Пальмиры принципиально ничего не изменилось.

«Это обычная ситуация, «качели» – вперед-назад, – пояснил он. – Пальмира важна как символ для ИГ. К тому же им позарез нужно было продемонстрировать свою живучесть, и они ее продемонстрировали, доказав, что не по всем фронтам отступают. Пальмира оказалась слабым местом, поскольку все основные асадовские войска брошены на Алеппо».

По мнению Александра Шумилина, баланс сил в стране, тем не менее, сохраняется.

«Весь последний период, особенно с вводом российского контингента, это период «качелей» в Сирии, – добавил он. – И, в общем, это не должно удивлять. В данном случае усилились ИГиловцы, поскольку довольно ощутимое поражение нанесено именно повстанцам, которые как раз активно противостояли ИГ. Повстанцам приходится бороться на два фронта. И то, что их значительную часть блокировали в Алеппо и подавляют там, сказалось на возрождение ИГ».

По словам эксперта, это выглядит предупреждением: «Пока Асад борется с повстанцами, ИГ усиливается. Можно наглядно видеть, как тезис, что Асад и Россия борются с терроризмом, в данном случае провисает. Реальность говорит о другом».

Ни о каком переломе речи нет, настаивает директор Центра анализа ближневосточных конфликтов.

В свою очередь, сотрудник Российско-евразийской программы Chatham House (британского Королевского института международных отношений) Николай Кожанов оценил обстановку как крайне сложную и неоднозначную.

«То, что произошло с Пальмирой, весьма показательно, – констатировал он. –Реальный ДАИШ, а не выдуманный, который изобрела российская пропаганда, по-прежнему силен. Он сумел сконцентрировать свои силы и нанести успешный удар по городу».

Николай Кожанов согласен с большинством аналитиков, которые указывают, в том числе и на военные просчеты сирийских и российских военных.

«Не заметить сосредоточение такой крупной группировки джихадистов – это серьезная ошибка, за которую кто-то должен ответить, – продолжил он. – В то же время, это показатель того, что режим Асада, судя по всему, вышел на максимум своих возможностей. Расширяя зону своего контроля, он столкнулся с тем, что защитить и удержать новые территории далеко не всегда в состоянии».

В то же время сотрудник Российско-евразийской программы Chatham House полагает, что чисто с военной точки зрения потеря Пальмиры не столь трагична.

«Не исключено, что ее отобьют в ближайшее время. Это скорее серьезный психологический урон Дамаску и Москве», – резюмировал он.

Однако Николай Кожанов глубоко убежден, что военного исхода в Сирии нет и быть не может.

XS
SM
MD
LG