Линки доступности

Борьба с инакомыслием в России поставлена на конвейер


foreign agent
foreign agent

Правозащитники – о расширении списков так называемых «иноагентов» и новых ограничениях на свободу слова в России

В 2022 году число иноагентов в России увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти вполовину (на 42,6%), следует из обнародованного накануне доклада Минюста РФ, стараниями которого такая статистика и сформировалась.

Российское надзорное ведомство признало иностранными агентами 188 физических человек и организаций. Помимо того, в список так называемых «аффилированных с иноагентами» лиц только в декабре внесли 861 персону (все они, по сути, потенциальные кандидаты на внесение в черный список).

В документе причина резкого роста числа «иноагентов» в стране объясняется возросшим количеством негативных публикаций о российских властях и «событиях» в Украине.

На сегодня в реестр включено около 400 «иностранных агентов»: физических лиц, СМИ, НКО и движений. Все они находятся под бременем всевозможных ограничений, а за ошибки в отчете, составлять которые вменено самим «агентам», им грозит наказание вплоть до длительного лишения свободы.

Столь заметное увеличение числа «иноагентов» в минувшем году, безусловно, вызвано ужесточением репрессивной политики Кремля в связи с войной в Украине, считает директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский. По его словам, это косвенно признают и авторы доклада, указывающие, что в 2022 году заметно возросло количество негативных публикаций по адресу властей.

«Если изначально инструмент иноагентов был придуман для борьбы с так называемым мифическим влиянием Запада, после внесения соответствующих поправок закон превратился просто в средство борьбы с инакомыслием, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Теперь, по сути, уже не важна ни привязка к деньгам, ни к чему-то еще. Достаточно просто дать интервью иностранному агенту, опубликовать какой-то (острый) материал или проявить какую-то солидарность, единомыслие с теми, кто объявлен иноагентами. Поэтому неудивительно, что за прошлый год число иноагентов так сильно возросло. Больше удивляла некоторая машинальность действий Минюста, которое вносило в черный список новые лица и организации строго по пятницам. Отчасти это походило на роботизированный процесс».

Темп работы «конвейера» репрессий и дальше будет примерно таким же, а, возможно, и увеличится, спрогнозировал Сергей Лукашевский. По данным ОВД-ИНФО, с начала года резко возросло число уголовных дел, открываемых за месяц, указал он.

«Так что думаю, у властей пока еще остается большой простор для расширения реестра. Не исключено, что в какой-то момент репрессивное давление настолько задушит общественное мнение, что одни уже будут признанным иноагентами и скорее всего окажутся за границей, а другие, увы, просто замолчат. Мы стремительно движемся к тому, что изнутри России люди скоро смогут говорить то, что думают, только под псевдонимами. И в этом смысле мы погружаемся даже не в позднесоветские времена, а еще глубже», – резюмировал директор Сахаровского центра.

Рост числа иноагентов в России связан прежде всего с общим ужесточением курса Кремля против своих оппонентов, в том числе в контексте войны с Украиной, в свою очередь, полагает руководитель независимого правозащитного проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» Сергей Давидис. Кроме того, по его мнению, на статистику повлияло желание различных надзорных органов выслужиться и продемонстрировать свою эффективность.

«Разумеется, активность последних вызвана запросом на нетерпимость к своим критикам со стороны высшей власти, – уточнил собеседник «Голоса Америки». – По большому счету на сегодня издержки от иноагентства, конечно, существуют, но не безумные. А для тех, кто находится за границей, они еще меньше. Тут показательно недавнее признание иноагентом издания «Проект», которое ранее уже было объявлено властью нежелательной организацией. Это хорошо показывает, что здесь больше бюрократического желания выслужиться, чем какого-либо смысла. Признание иностранным агентом субъекта в данном случае никак не ухудшает его положения».

Эта история подтверждает, к чему приводит конвейерная активность российских государственных ведомств, констатирует Сергей Давидис: «При этом нельзя сказать, что работа Минюста серьезно повлияла на общую ситуацию. На нее больше влияют прямые репрессии, когда людей нещадно штрафуют, сажают в тюрьму. Конечно, конвейер будет работать и дальше по своему странному алгоритму. На процесс пополнения реестра иноагентов таким темпом хватит еще на десятки лет. Но смысла в этом, по-моему, немного».

Вместе с тем правозащитник допустил, что власти увеличат карательную составляющую закона об иноагентах.

«Мне кажется, это наиболее вероятный вариант. Власти постараются сделать статус иноагента еще более неприятным, чем сейчас, наложат массу новых обременительных обязанностей и ограничений как на физических лиц, так и на организации. Потому что сейчас это выглядит несколько смешно. Но, возможно, мы просто еще не дошли повремени до того этапа, когда массовое иноагенство приведет к массовому уголовному преследованию. Законом это предусмотрено», заключил Сергей Давидис.

Форум

XS
SM
MD
LG