Линки доступности

Европа «на ядерной игле» Росатома


Экологи и активисты призывают Европу отказаться от российского ядерного топлива и ввести санкции против Росатома

Коалиция немецких антиатомных групп и «Экозащита!» призвали Германию включить российскую корпорацию Росатом в новый пакет санкций ЕС. Росатом предоставляет уран, а также сервисные услуги, необходимые для европейских атомных электростанций.

На ядерной игле
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:49 0:00

«Каждая партия урана – это новые деньги для Путина, чтобы бомбить людей в Украине», – считает Владимир Сливяк из российской экологической организации «Экозащита!», практически все активисты которой сейчас работают за границей. «Экозащита!» существует с 1989 года. В России экологи организации проводили большую кампанию против добычи угля, также благодаря их усилиями в 2013 году остановилось строительство балтийской атомной станции возле Калининграда.

Члены «Экозащиты!» убедили тогда ряд западных банков и энергетических компаний не вкладывать деньги в этот большой проект Путина, цель которого, как считает Владимир Сливяк, состояла в том, чтобы поставить в зависимость от поставок российской электроэнергии соседние с Калининградом страны: Польшу и Литву.

После этого российские власти внесли эту организацию в реестр иностранных агентов. «Экозащита!» стала первой экологической организации в России, которая попала в этот список летом 2014 года. С тех пор было заведено более 20 административных и уголовных дел против самой организаций и отдельных ее сотрудников.

«Во-первых, в чем проблема с Росатомом? Это компания, которая полностью принадлежит российскому государству – на 100%. Это очень близкая Владимиру Путину компания, которая отчитывается только перед ним и выполняет его приказы. Это компания, которая поддерживает в надлежащем состоянии ядерное оружие и разрабатывает новое ядерное оружие. Это компания, которая участвует активно в войне на Украине. В частности, на Запорожской АЭС и ранее, когда была оккупирована территория Чернобыльской АЭС, везде присутствовали представители Росатома и консультировали российскую армию о том, что делать- что не делать. То есть эта кампания, которая в общем-то активно участвует в войне. И это, с одной стороны, ответ на вопрос, почему мы считаем, что должны быть санкции против этой компании», – пояснил Владимир Сливяк.

«В Европе идет много разговоров о том, что надо отказываться от российского топлива, но практически никаких разговоров про ядерное топливо, то есть речь идет об угле, уже действует эмбарго, речь идет о нефти, где неполное, но почти полное эмбарго будет к концу года, в отношении газа еще подумывают, что именно сделать, но в течение двух-трех лет планируется все-таки перестать использовать российский газ. В отношении ядерного топлива, которое поставляет Росатом или поставок урана, есть еще другое направление помимо поставок готового топлива, которое привозится в пять европейских стран: это Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария и Финляндия, где работают старые советские реакторы, которые еще советские инженеры строили.

Помимо этого, еще есть поставки Росатома преимущественно французским компаниям – это поставки урана и уже в Европе затем делаются топливные элементы с российским ураном не для тех старых советских реакторов, о которых я уже сказал, а для западных реакторов, западного образца в других странах, и на данный момент зависимость довольно серьезная. То есть по Европе примерно 26 % урана – это Россия, это вместе: и поставки урана, и поставки готовых топливных элементов», – рассказывает о текущей ситуации в Европе один из основателей «Экозащиты!».

«Безусловно, это значительная зависимость, сложно с ней что-то сделать, но в принципе сделать что-то можно, если очень сильно захотеть. Здесь очень важный момент нужно понимать, что пока политики не начинают о чем-то активно говорить и активно готовиться, то ничего происходить не будет. Например, в Швеции есть атомные станции, и Швеция в самом начале войны сказала, что они отказываются от контракта на поставки ядерного топлива от Росатома. Например, Швеция это смогла сделать, а Франция не сделала абсолютно ничего и просто молчит, и делает вид что этого нет. Как раз Франция могла бы, на мой взгляд, вообще полностью разорвать отношения с российской атомной промышленностью и переключиться на каких-то альтернативных поставщиков, там не было сделано ничего за полгода», – считает эксперт.

XS
SM
MD
LG