Линки доступности

Решение ЕСПЧ по Навальному: исполнить нельзя отменить


Российское законодательство вступило в противоречие с международным

Требование Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) немедленно освободить Алексея Навального в качестве обеспечительной меры широко обсуждается как в России, так и за ее пределами.

Накануне пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал требование ЕСПЧ «попыткой вмешательства во внутрироссийские дела» и сослался на опубликованное ранее заявление Минюста по этому поводу.

Вместе с тем Песков заметил, что Россия не рассматривает вопрос о выходе из Совета Европы.

Напомним, ЕСПЧ февраля нынешнего года постановил, что российские власти должны освободить оппозиционера Алексея Навального в соответствии с правилом 39 Регламента суда. Причем, эта мера должна вступить в силу незамедлительно.

Адвокат Навального Ольга Михайлова сказала, что такое решение «ЕСПЧ принял впервые, и российские власти должны его исполнить».

Как следует из заявления ЕСПЧ, суд принял такое решение, «рассмотрев обстоятельства и возможности угрозы жизни заявителя» с учетом «общих обстоятельств текущего нахождения заявителя под стражей». Также отмечается, что обеспечительные меры были приняты «без ущерба для решения по существу настоящего дела».

В свою очередь глава российского Минюста Константин Чуйченко заявил, что требование ЕСПЧ об освобождении Навального из-под стражи неисполнимо, поскольку оно противоречит российскому законодательству и не содержит ссылок на нормы права. Назвав это требование «беспрецедентным», Чуйченко охарактеризовал его как «грубое вмешательство в деятельность судебной власти суверенного государства».

Общественный деятель, юрист Марк Фейгин в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что обязанность России выполнить решение ЕСПЧ даже не обсуждается. По его мнению, вердикт суда, особенно в том, что касается 39-го правила, когда дело связано с угрозой жизни человека, однозначно подлежит исполнению.

«Такие решения не носят факультативного характера, – констатировал он. – В тоже время относительно последствий (для Москвы) неисполнения решения все сложнее. Все входящие в Совет Европы государства, подписавшиеся Европейскую конвенцию по правам человека, 39-е правило выполняли неукоснительно».

В то же время юрист убежден, что Москва решение ЕСПЧ исполнять не будет: «Минюст об этом уже заявил, а ведомство никогда бы не пошло на такой шаг без прямой установки из Кремля. Что будет дальше, вопрос открытый. Я не верю в другой расклад, но чисто теоретически Москва могла бы пойти на некий маневр, как это она уже делала раньше. Так, по украинским морякам (захваченными российскими пограничниками в Керченском проливе) Россия решение Международного трибунала по морскому праву ООН не выполнила, но в результате обмена задержанные всё же обрели свободу. Суда в стране нет, судьбу людей определяет лично Путин. А с учетом его отношения к Навальному надежд на компромисс крайне мало».

У Совета Европы есть все основания исключить Россию из организации по совокупности всех последних событий, начиная с неисполнения резолюций ПАСЕ и решений ЕСПЧ, утверждает Марк Фейгин. «Вообще внутреннее законодательство страны предусматривает возможность неисполнения ею решений международных судов. Зачем тогда, спрашивается, было подписывать конвенции, состоять в организации, устава которой вы не придерживаетесь?» – задается он вопросом.

Как сообщает Bloomberg, представители стран Евросоюза могут договориться о санкциях в отношении России из-за ареста Алексея Навального в понедельник, 22 февраля.

Директор проекта по исполнению решений Европейского Суда по правам человека Григор Аветисян также считает, что Россия должна неукоснительно исполнить решение ЕСПЧ. «Потому что иначе просто нет смысла быть членом Совета Европы, принимая на себя вполне определенные обязательства, – добавил собеседник «Голоса Америки». – Да, решение ЕСПЧ (по Навальному) обеспечительное, возможно, промежуточное, но оно очень важное. И тут двух мнений быть не может: исполнять или не исполнять».

Вместе с тем Григор Аветисян не взялся гадать, как именно предпочтет поступить российское правительство в данной ситуации.

«Сиюминутная реакция (Москвы) оказалась предсказуемо негативной, –подчеркнул он. – Чиновники Минюста заговорили о какой-то красной черте, которую ЕСПЧ якобы перешел. Это обычная угрожающая риторика, такие сентенции не удивляют. Но по какому сценарию пойдет развитие событий в действительности, судить сложно».

Несомненно одно: Европейский суд по правам человека хорошо разобрался в деле, и риск для жизни Навального в сложившихся обстоятельствах очевиден, заключил юрист.

XS
SM
MD
LG