Линки доступности

Российский ВПК под тяжестью санкций


Эксперты – о негативных последствиях введенных Западом мер экспортного контроля для российской оборонной промышленности

Решением президента РФ Владимира Путина создан координационный совет по обеспечению всем необходимым армии и других силовых структур во время войны в Украине, сообщают в пятницу СМИ.

Этот орган не предусмотрен законодательством страны, что говорит о чрезвычайных обстоятельствах, приведших к формированию новой структуры.

Накануне в Госдепартаменте заявили, что беспрецедентные санкции и меры экспортного контроля, введенные Соединенными Штатами и союзниками в отношении России с начала войны против Украины, уже оказывают негативное влияние на способность российских вооружённых сил вести неспровоцированную войну против соседнего государства.

В заявлении Госдепартамента говорится, что «санкции и экспортный контроль имеют серьезные и долгосрочные последствия для российской оборонно-промышленной базы». Принятые Западом меры уже привели к деградации способностей российской оружейной промышленности производить и накапливать вооружение взамен уничтоженного во время войны, подчеркнули в Госдепартаменте, добавив, что серьезная нехватка снабжения вынуждает Россию обращаться к менее технологически развитым странам, таким как Иран и Северная Корея, за оружием и боеприпасами.

От экспортного контроля пострадала российская военная авиационная программа, потерявшая доступ к полупроводникам и деталям самолетов, а российское производство гиперзвуковых баллистических ракет практически прекратилось из-за отсутствия необходимых полупроводников, используемых в производственном процессе.

По данным российских СМИ, производство военных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления нового поколения остановлено из-за отсутствия иностранных комплектующих, по этой же причине были закрыты заводы, производящие ракеты класса «земля – воздух».

«Россия вернулась к оборонным запасам советских времен, поскольку наши меры лишили российские компании возможности пополнять внутренние цепочки поставок», говорится в заявлении.

«Запад укрепляется в мысли, что необходимо усиливать поддержку Киева»

Санкции и ограничения, безусловно, повлияли на способность российской оборонной промышленности выпускать современные виды вооружений, уверен экономический обозреватель, публицист Максим Блант. По его мнению, особенно это касается сложного и высокоточного оружия.

«Как представляется, сегодня вообще ни одна страна в мире не может самостоятельно, от начала до конца, наладить, например, процесс производства баллистических или крылатых ракет, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – И в этом отношении оценка британской разведки, которая считает, что Россия тратит тех же крылатых ракет и некоторых других сложных систем вооружения больше, чем способна восполнять, кажется справедливой».

Если бы Россия могла целиком и полностью обеспечить себя всем необходимым для продолжения войны, ей не было бы нужды обращаться к Ирану и Северной Кореи за помощью, аргументирует Максим Блант: «Война длится уже достаточно долго для того, чтобы истратить значительную часть тех запасов, которые Россия создала за годы мирного времени. В первые месяцы войны в значительной мере склады были опустошены. Видимо, пришло время воевать, исходя из тех возможностей, которые существуют в оборонной промышленности. А они весьма ограничены, в том числе из-за санкций».

В этом отношении перспективы украинской армии выглядят сегодня гораздо предпочтительнее, констатировал экономист. По его словам, Кремль сделал ставку на блицкриг и прогадал.

«В России к затяжной военной кампании никто не оказался готовым, включая ВПК. А по мере того, как Путин совершает все новые и новые преступления в Украине, Запад укрепляется в мысли, что необходимо усиливать поддержку Киева. Про господство российской авиации в воздухе уже нет речи. Если американцы и европейцы действительно договорятся о поставках Украине в сжатые сроки современных систем ПВО, то можно будет говорить о выравнивании условий для ведения войны. Когда же Запад предоставит Киеву все необходимое ему оружие, России не останется ничего другого кроме как убраться на исходные рубежи», – резюмировал Максим Блант.

«О коллапсе ВПК говорить пока рано»

В свою очередь, ассоциированный старший научный сотрудник Стокгольмского Института изучения проблем мира Петр Топычканов осторожнее в своих прогнозах. В комментарии «Голосу Америки» он напомнил, что российский ВПК живет большими циклами, определяемыми программой гособоронзаказа.

«Есть еще годовые бюджеты, – заметил он. – И, конечно, делать окончательные выводы о состоянии ВПК и о том, насколько санкции затронули его работу или помешали ей, пока просто рано».

Кроме того, у ВПК есть еще одна особенность, которая заключается в том, что, допустим, для реализации текущих проектов оборудование и все компоненты закупаются заранее, указал Петр Топычканов: «А если речь идет о серийном производстве, то все необходимое загодя закупается большими партиями. И с этой точки зрения опять же сегодня трудно сказать, насколько санкции быстро скажутся на оборонно-промышленном комплексе. Наверное, это будет лучше сделать в следующем году. Как я подозреваю, санкции еще надолго останутся в силе, если их со временем не станет еще больше».

Так что утверждать, что российский ВПК в следующем году непременно ожидает коллапс, преждевременно, хотя атмосфера для его работы сложилась весьма сложная, заключил научный сотрудник Стокгольмского Института изучения проблем мира.

XS
SM
MD
LG