Линки доступности

Будущее Кавказа и позиция США


Глен Ховард, Ильяс Ахмадов и Андрей Илларионов
Глен Ховард, Ильяс Ахмадов и Андрей Илларионов

Эксперты предсказывают появление новых границ на Юге России

Американская политика на Кавказе носит весьма неотчетливый характер, заявил во вторник президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард, выступая на форуме «Кризис на Северном Кавказе: есть ли выход?»

Форум был организован Центрально-Азиатским и Кавказским институтом университета Джонса Хопкинса.

«У США сейчас нет политики в отношении Южного Кавказа, поэтому, что же говорить о политике в отношении Северного Кавказа?» – задался вопросом политолог, специализирующийся на кавказской тематике.

По словам Глена Ховарда, даже совместно с российскими специалистами довольно просто выработать хотя бы десять идей в отношении того, что следует делать на Северном Кавказе. «Первое, что приходит в голову, – вернуть представителей общества “Мемориал” обратно в Чечню, поскольку после смерти Натальи Эстемировой представители этой организации были вынуждены покинуть республику, – сказал Глен Ховард. – У нас нет никакой информации от западных источников о происходящем там – за исключением информации, исходящей от “Кавказского узла”».

По его оценке, «грузины много делают, чтобы использовать “мягкую силу” во взаимодействии с Северным Кавказом – например, введение безвизового въезда для жителей этих республик». «Некоторые используют эту возможность для совершения хаджа и посещения Саудовской Аравии, – сообщил политолог. – Удивительно, что вся система транспорта для тех, кто едет из Ставрополя или Владикавказа, управляется армянами».

Глен Ховард считает, что эти тенденции будут способствовать экономическому развитию региона, как и то, что в Тбилиси учатся студенты с Северного Кавказа, которые получают там стипендии. «Это помогает новому поколению людей на Северном Кавказе взаимодействовать с Западом», – отметил он.

«Молодые люди на Северном Кавказе освоили культуру автомата Калашникова, потому что у них нет другого шанса для развития в регионе, охваченном безработицей, – сказал американский исследователь. – Теперь у них есть возможность поехать в Грузию, учиться в Тбилиси и получить западное образование».

«Нам нужны более творческие подходы, потому что в том случае, если мы потерпим поражение в Афганистане, это окажет огромное влияние на Центральную Азию и Кавказ, и нам понадобится Грузия и её понимание проблем Северного Кавказа, так как политика, проводимая Москвой на Северном Кавказе в последние 10 лет, была саморазрушительной и не принесла никакого прогресса», – сказал Ховард.

На форуме также выступил бывший помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, работающий в настоящее время в институте Катона в Вашингтоне.

По словам Андрея Илларионова, уже в ближайшее годы мир может увидеть появление новых государственных границ на Юге России, так как процесс «распада империи вступил в завершающую фазу». Эксперт считает, что политика «чеченизации» оказала пагубное влияние не только на Чечню, но и на весь северокавказский регион, позволив не только трансформировать «колониальную войну в гражданскую», но и привела к «распространению войны» на другие республики региона.

Ильяс Ахмадов, бывший министр иностранных дел в правительстве Чечни времен Аслана Масхадова, сказал в своем выступлении, что «жесткая политика Кремля в Чечне привела к ответному ожесточению населения», следствием чего стали теракты на территории России. Ахмадов обратил внимание на резко снизившийся средний возраст участников вооруженного подполья. «Сейчас воюют молодые люди от 15 до 25 лет – это те, кто ничего кроме войны в жизни не видел. Альтернативу Калашникову им никто не предлагал», – сказал Ильяс Ахмадов.

МИД России выразил протест в связи с выступлением Ильяса Ахмадова в Университете Джонса Хопкинса. Россия требует выдачи Ахмадова по обвинению в терроризме. В США Ильяс Ахмадов находится в статусе политического эмигранта.

О событиях на российском Кавказе читайте в спецрепортаже «Кавказ сегодня»

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG