Линки доступности

«Встреча Джо Байдена с Папой Франциском – попытка консолидировать общие идеи», – считает эксперт из Германии


Джо Байден и Папа Франциск
Джо Байден и Папа Франциск

Аналитики обсуждают итоги встреч президента США с Римским Папой Франциском и Вселенским Патриархом Варфоломеем

На прошедшей неделе президент США Джо Байден провел сразу две встречи с мировыми религиозными лидерами. И если аудиенция у Римского Папы Франциска традиционно является элементом бизнес-расписания любого немаргинального мирового политика, то встреча со Вселенским Патриархом Варфоломеем, старшим среди глав православных церквей, которой Байден открыл свою предыдущую неделю, выходит за рамки обязательных программ. Разобраться с целями и результатами религиозных встреч президента «Голосу Америки» помогли эксперты.

Почетный архиепископ Минско-Могилевсикий Тадеуш Кандрусевич (Tadevuš Kandrusievič) возглавлял католическую церковь в Беларуси в течении 13 лет (до января 2021 года), а до этого на протяжении более 16 лет был главой российских католиков: «Это давняя традиция: мировые лидеры – и не только политики – стараются встретиться с Римским Папой, который является мировым духовным авторитетом. Да, у них есть свои интересы, как мне кажется, они хотят поднять свой престиж в глазах избирателей, но нужно помнить, что во время таких встреч Папа пытается донести позицию церкви по конкретным вопросам, касающихся основных вызовов современности. В католической церкви сильно развитое социальное учение, пожалуй, ни одна другая религия мира не имеет столь развитого социального учения, и поэтому нам есть что сказать по глобальной повестке дня».

«Есть немало примеров, когда встреча государственного деятеля, даже не католика, с Папой открывала новую политическую эпоху, – продолжает Тадеуш Кандрусевич. – Например, встреча Михаила Горбачева с Папой в 1989 году открыла новую эпоху религиозной свободы в СССР и России... Папа Франциск – очень открытый к диалогу человек, так что его встреча с президентом США, конечно, будет иметь большое значение и для самих Соединенных Штатов и для всего мира».

Священник Томас Рауш, доктор философии, профессор католической теологии в университете Лойолы Мэримаунт в Лос-Анджелесе (Rev. Thomas P. Rausch, Catholic Theology at Loyola Marymount University) отмечает, что полтора часа, которые длилась аудиенция Джо Байдена (из них 75 минут tête-à-tête) – это значительно дольше, чем обычно. «Не забывайте, что Байден тоже католик, а католики всегда любят пообщаться друг с другом... – шутит Томас Рауш. – Судя по всему, они потратили много времени на обсуждение проблем окружающей среды и экологии, которые является одной из главных забот Папы Франциска. У него есть очень яркая энциклика Laudato si' от 24 мая 2015 года, где он призывает всех католиков мира к сотрудничеству ради сохранения Божьего творения, потому что еще есть некоторые христиане, которые думают, что экология – это на самом деле не великая проблема... Так что Папа Франциск всегда пытался повысить обеспокоенность мира проблемами сохранения окружающей среды».

«Мы только что пережили период, когда США вышли из ряда многосторонних соглашений, – напоминает Томас Рауш. – Вышли из соглашения по ядерной программе Ирана, из Парижского соглашения по климату, даже из одного из договоров о стратегических вооружениях, порвали со Всемирной организацией здравоохранения,. Папа Франциск всегда подчеркивал важность многосторонности и универсализма. И если он услышан в Америке – это хорошо. Мне кажется, они не могли не обсуждать глобального подхода к проблемам каждой страны».

Аналитик Центра по изучению Восточной Европы Бременского университета, Германия, доктор исторических наук Николай Митрохин (Center for the Study of Eastern Europe at the University of Bremen) развивает эту мысль: «Последние сорок лет Ватикан играет роль своеобразного международного хаба: площадки согласования интересов различных мировых лидеров и международных структур, в том числе находящихся в конфликтных отношениях. Они обращаются к Папе с просьбой поговорить с кем-то из другого лагеря, кто неизбежно тоже будет к нему обращаться по тем или иным существенным вопросам... Так что все Папы последние десятилетия почти ежедневно принимают самых различных деятелей и первого, и второго, и третьего-четвертого-пятого эшелонов мира, аккумулируют просьбы и как-то распоряжаются этим социальным капиталом».

«Для Байдена, как политика, сейчас очень важно восстановление доброго имиджа США в Европе – особенно накануне встречи двадцатки, так что заручиться здесь поддержкой такого союзника, как Папа Римский, очень важно, – делает вывод Митрохин. – Более того: Папа Франциск давно и очевидно поддерживает так называемую левую либеральную повестку дня: борьбу с бедностью, защиту природы, борьбу с изменением климата – все то, что считается и повесткой дня победителя на последних американских выборах Джо Байдена. Поэтому очевидно, что столь длительная аудиенция была больше, чем просто протокольным мероприятием: это достаточно естественный союз, попытка консолидации общих идей на пороге изменения мира».

В отличие от Папы Римского, Вселенский Патриарх Варфоломей (His All-Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew), глава православного Вселенского Патриархата и «старший среди равных» лидеров православных церквей – не имеет репутации «обязательной» фигуры для встреч политиков мирового уровня. Президент Байден принял его в Вашингтоне накануне вылета в Европу, и, как сообщалось, поздравил его с тридцатилетием патриаршества, обсудив с ним усилия по противодействию изменению климата и прекращению глобальной пандемии, а также важность свободы вероисповедания как одного из основных прав человека.

«Патриарх Варфоломей известен в мировых религиозных кругах, как "зеленый" патриарх, – объясняет Томас Рауш. – Он писал и говорил о проблемах окружающей среды с тех пор, как вступил в должность Константинопольского патриарха. У него огромный список работ и высказываний по тем вопросам, которые сейчас обсуждаются в американском обществе. Некоторые законодательные инициативы Байдена с трудом проходят через Конгресс и Сенат из-за позиции Республиканской партии, поэтому я думаю, что демонстрируя серьезную общую озабоченность по этому вопросу «зеленый патриарх» выражает определенную поддержку экологическим инициативам от греческого сообщества – небольшого в США, но всемирного по характеру».

«В мире хорошо известно, что патриарх Варфоломей является фигурой поддерживаемой США и американской греческой диаспорой, – считает Николай Митрохин. – С точке зрения внутренней политики с этой частью общества надо иметь нормальные отношения, поэтому почему бы Белому Дому и не принять Варфоломея? Вторая причина, состоит в том, что Вселенский патриарх имеет турецкое гражданство, резиденцию в Турции, которая является стратегическим партнером США на Ближнем Востоке, и это тоже придает ему дополнительную значимость. Третий фактор стал важен после 2014 года, когда Россия стала особенно активно использовать Русскую православную церковь (РПЦ) в качестве своего агента влияния в мире. Существует коалиция пророссийских православных церквей, поддерживая Москвой в противовес Константинополю, который, как известно, не только поддержал, но и помог создать независимую от Москвы Украинскую православную церковь».

«Патриарх Варфоломей стал естественным геополитическим противовесом Москве и РПЦ во всем Средиземноморском регионе, – объясняет Митрохин значение темы «религиозных свобод и прав человека» во встрече Байдена со Вселенским патриархом. – Варфоломей являются важной фигурой в глобальном противостоянии идеологическому влиянию Москвы по всему миру: и на Балканах, и на Ближнем Востоке, и даже в Африке. Так что, вполне возможно: что президенту Байдену было о чем поговорить с патриархом Варфоломеем и помимо изменений климата. К тому же дополнительное внимание к Варфоломею со стороны президента, возможно немного повысит популярность Байдена среди греческой общины США».

Еще одна внутриполитическая тема, оказавшая влияние на религиозную повестку дня Джо Байдена – это, безусловно, призывы нескольких католических священнослужителей отлучить Джо Байдена от причастия. Они прозвучали после того, как президентская администрация обжаловала, как противоречащий конституции, закон, принятый в штате Техас. Этот закон практически запретил аборты после шести недель беременности, не делая исключений даже для случаев насилия или инцеста. Закон также позволяет любому жителю Техаса подать в суд на лицо, которое просто помогало женщине организовать и сделать аборт.

«Папа встречается с широким кругом политических лидеров, зная их позицию по конкретным нравственным вопросам – скажем, абортам, эвтаназии, разводам. – объясняет Томас Рауш. – Но это не значит, что Папа согласен с ними. Он доносит свою позицию. Папа заверил президента, что он хороший католик и сказал, что причастие нельзя использовать, как политическое оружие».

«В США есть своя нравственно-политическая повестка, которая связана с противостоянием различных групп в американском обществе, – продолжает мысль Николай Митрохин. – Понятно, что Байден занимает более либеральную позицию по вопросу абортов, чем консервативное крыло католического епископата. Это внутриамериканская политическая проблема, и она не имеет никакого отношения к мировой повестке дня, которую Байден приехал обсуждать в Европу и на которой они сосредоточились в разговоре с Папой».

«На любой нормальной встрече, – объясняет Митрохин, – стороны стараются искать общий язык, общие темы, а не фокусироваться на потенциально конфликтных вопросах. Президент Байден и Папа Франциск встречались как мировые лидеры, а не как региональные деятели, пытающиеся решить правовую задачу в конкретном штате Техас. Поэтому этот вопрос и не обсуждался, по крайней мере публично». Джо Байден – всего лишь второй президент США католического вероисповедания. Первым был знаменитый демократ Джон Кеннеди. Он тоже встречался с Папой – Павлом VI, в июле 1963 года, и через пять месяцев был застрелен в Далласе, штат Техас.

XS
SM
MD
LG