Линки доступности

Лукашенко грозился перекрыть европейцам газ, но пока ограничил поставки нефти


Эксперты о том, чего добился Минск, развязав гибридную войну против Европы

В Беларуси прекращена прокачка российской нефти на европейском направлении, сообщают в среду СМИ. Пока на три дня.

В качестве официального обоснования ограничений поставок нефти на одной из веток магистрального нефтепровода «Дружба» приводится необходимость «внепланового ремонта».

Ранее Александр Лукашенко угрожал перекрыть газопровод «Ямал-Европа» в ответ на введение Европейским союзом нового пакета санкций в отношении Минска, который использовал мигрантов для создания хаоса на границе с Польшей и Литвой.

Накануне польская полиция сообщила о том, что не менее семи сотрудников местных правоохранительных органов получили травмы в столкновениях с мигрантами, пытавшимися прорваться через пограничные заграждения. По утверждению министерства обороны Польши, мигранты имеют в своем распоряжении слезоточивый газ и светошумовые гранаты, которыми их снабжает белорусская сторона.

Лукашенко традиционно отрицает все обвинения в провоцировании миграционного кризиса.

США неоднократно осуждали действия Минска, использовавшего мигрантов в качестве оружия для достижения политических целей.

Накануне Госдепартамент США сообщил, что заместитель государственного секретаря по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея посетит в ближайшие дни Вильнюс, чтобы обсудить с литовскими властями нарушения прав человека в Беларуси.

Георгий Бовт: «Лукашенко для Москвы неудобный партнер»

Лукашенко своими действиями добился прежде всего новых санкций против Беларуси, констатировал политолог, журналист Георгий Бовт. Хотя, по его словам, эти санкции, судя по предварительной информации, и носят весьма ограниченный характер. «Поэтому, если говорить о его приобретениях (в результате происходящего), то они довольно сомнительны, – добавил собеседник Русской службы «Голоса Америки». – В то же время, как мне кажется, пойдя на такие экстремистские меры, Лукашенко показал пределы того, насколько на него можно давить дальше и на что способен политик, которого загоняют в угол».

Возникший кризис в перспективе может рассосаться, но нет никаких гарантий, что в будущем не возникнет нечто подобное или еще хуже, считает Георгий Бовт. На его взгляд, Лукашенко для Москвы неудобный партнер, но никого лучше с точки зрения российских властей в республике сегодня нет. «Это неудобный союзник, который в своих действиях не всегда предсказуем, – уточнил он. – И хотя Кремль никак не одергивал Лукашенко, судя по тональности подачи официальной информации на федеральных каналах, он снисходительно относится к действиям Минска. Тем не менее, вряд ли можно считать, что Кремль изначально инициировал эту акцию».

Все-таки нельзя исключать, что Лукашенко мог действовать самостоятельно, резюмировал политолог и журналист.

Артем Шрайбман: «Пока для Кремля сплошные плюсы, и все добыты чужими руками»

Расчет Минска на отмену санкций, безусловно, был наивен, считает приглашенный эксперт Московского центра Карнеги Артем Шрайбман. По его мнению, было сразу понятно, что Лукашенко в итоге получит прямо обратный желаемому результат. «Потому что шаги Минска заведомо ослабляли позицию прагматиков внутри Евросоюза, – пояснил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Скорее они дали дополнительные инструменты в руки «ястребам». Мы видели по внутриевропейским дискуссиям, что общая позиция в ЕС только ужесточалась, и решение Брюсселя ни для кого не стало неожиданным».

Похоже, что единственным бенефициаром здесь на сегодня выглядит только Кремль, отмечает Артем Шрайбман. «Хотя бы потому, что в наибольшей степени страдают те, кого Москва считает “русофобами” – Польша и Литва, – пояснил он. – Пока для Кремля сплошные плюсы, и все добыты чужими руками. Но я не уверен, что так будет продолжаться и дальше. Если, например, эскалация выйдет из берегов, и Кремлю придется разгребать военное противостояние польских и белорусских пограничников или военных. Помимо этого, миграционная катастрофа в Беларуси может привести к тому, что нелегалы начнут идти и в Россию».

Как представляется эксперту, все это находится уже за гранью комфорта для Кремля. Поэтому он не думает, что Москва будет поощрять Минск до бесконечности.

Борис Кагарлицкий: «Всё оборачивается огромным минусом для Лукашенко»

В свою очередь социологу и публицисту Борису Кагарлицкому кажется, что миграционный кризис выявил глубоко провинциальный способ ведения политики Минском. Причем, по его оценке, это можно отнести не только к Лукашенко, но до какой-то степени и к его соседям. «Поведение белорусской власти сродни мелким гадостям в коммунальной квартире, – подчеркнул он в комментарии «Голосу Америки». – Ну а люди в результате оказались в заложниках. Курдам и остальным мигрантам, которых привезли в Беларусь, объясняли, что их ждут в Германии с распростертыми объятиями, что транзит будет обеспечен… Вдобавок в соответствии с международными нормами именно Минск должен предоставить убежище тем, кого он пустил на свою территорию. В общем, всё оборачивается огромным минусом для Лукашенко».

Вместе с тем Борис Кагарлицкий думает, что по сути дела Москва в нынешней ситуации стала заложником Минска. «Потому что Путин и его окружение не могут себе позволить радикальной смены власти в республике. Лукашенко сейчас шантажирует Кремль угрозой собственного краха как политика. Мол, если вы меня не поддержите, и я потеряю власть, то вам тогда будет только хуже. И такой шантаж срабатывает. Потому что для Кремля никакой альтернативы Лукашенко нет. В плане отношений между Россией и Беларусью Лукашенко в чем-то укрепил свои позиции после событий августа прошлого года, когда народ пытался его свергнуть», – заключил социолог и публицист.

XS
SM
MD
LG