Линки доступности

Евросоюз ввел персональные санкции против Лукашенко и других госчиновников 


Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская и президент Европарламента Давид Сассоли в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. 21 октября 2020
Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская и президент Европарламента Давид Сассоли в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. 21 октября 2020

Эксперты – о том, к чему может привести усиление давления Запада на Минск 

Евросоюз в пятницу, 6 ноября, объявил о введении санкций против Александра Лукашенко и ряда белорусских чиновников, в число которых вошел старший сын президента – Виктор, которого в региональных медиа называли преемником отца на посту главы государства. Всех фигурантов признали ответственными за фальсификацию на выборах президента Беларуси и насилие в отношении протестующих. Им запретят въезд в страны ЕС, а их активы будут там заморожены.

Международное давление Запада на Минск последовательно усиливается. Накануне ОБСЕ и США призвали белорусские власти прекратить репрессии против мирного населения и прислушаться к требованиям народа о проведении новых выборов под независимым наблюдением. В Минске предсказуемо проигнорировали эти призывы и пообещали принять меры в ответ на санкции.

Станислав Шушкевич: «У нас стабильно только насилие»

Станислав Шушкевич, председатель Верховного Совета Республики Беларусь, подписавший в 1991 году как глава Республики Беларусь Беловежские соглашения считает, что новые персональные санкции ЕС стали более четким сигналом Минску, чем прежние. По его мнению, теперь включенные в «черный список» лица, по крайней мере, не смогут свободно уводить деньги из страны.

«Такие санкции нужны, – подчеркнул он в интервью Русской службе «Голоса Америки», – В список вошли негодяи-силовики, либо родственники Лукашенко. Правильно и то, что в него включили сына – претендента следующее президентство. А вот многочисленные «красивые» призывы (Запада) к Минску, по-моему, ни к чему не приведут, какими бы конструктивными они ни были. Это глас вопиющего в пустыне».

Вместе с тем Станислав Шушкевич уверен, что сегодня нужны еще более кардинальные меры, чтобы заставить белорусскую власть прекратить репрессии против населения и пойти на диалог с обществом. «Однако я вижу, что всегда, когда для Лукашенко наступают трудные времена, его выручают деньгами не только Россия, но и отдельные западные страны, – утверждает он. – Раньше это объяснялось тем, что требуется сохранить стабильность в регионе. О какой стабильности тут идет речь? У нас стабильно только насилие».

Вместе с тем политик полагает, что Москва поддерживает Лукашенко, потому что более выгодного партнера для нее сейчас нет. «В Кремле хотят постепенно завладеть Беларусью и увеличить российскую империю за счет присоединения республики к себе. А лучше Лукашенко для воплощения таких целей трудно себе кого-то представить. Что бы он ни говорил о независимости Беларуси, это ровным счетом ничего не значит. Его действия напрочь расходятся со словами. Это надо различать. На Западе это хорошо понимают многие, но не все».

В завершении Станислав Шушкевич выразил надежду на то, что помощь Запада «многострадальной Беларуси» продолжится. Между тем в Беларуси продолжаются гонения на противников режима. За репосты в соцсети десять суток ареста присудили, в частности, и сыну Станислава Шушкевича. Сам политик назвал это «личной местью» ему со стороны властей.

Андрей Окара: «Это еще большой вопрос, будет ли Кремль и дальше держаться за Лукашенко»

В свою очередь директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара думает, что очередные санкции ЕС ничего принципиально не меняют во взаимоотношениях Брюсселя и Минска, но лишний раз подчеркивают нелегитимность Александра Лукашенко. По оценке политолога, сегодняшний день для Лукашенко стал рубежом, поскольку накануне истекли его президентские полномочия, которые берут начало от инаугурации, произведенной в 2015 году.

«В этой связи возникает вопрос, как поведут себя теперь правительства и главы тех стран, которые не признали результаты последних выборов президента в Беларуси и «тайную» инаугурацию Лукашенко, – добавил собеседник «Голоса Америки». – Сложная в политически-правовом смысле дилемма».

Что касается внешнего влияния на Минск, то оно очень важно и играет серьезную роль, констатировал Андрей Окара. «Прежде всего, в экономическом плане, – уточнил он. – К политическому давлению белорусские власти как бы привыкли и делают вид, что им оно безразлично. Тем более, что они пока еще чувствуют поддержку Москвы. А экономическое воздействие гораздо болезненнее. Потому что Беларусь – страна без серьезных собственных ресурсов и крайне зависима от внешнеэкономической деятельности».

В ближайшей перспективе, в течение 3-4 месяцев, если ничего кардинального не произойдет раньше, финансовые ресурсы у Минска могут иссякнуть, предположил политолог.

«Москва же по факту денег много не подбросила, – продолжил он. – Из 1,5 миллиарда долларов нового кредита, выделенного Минску, значительная часть средств остается в России в счет погашения старых белорусских долгов. Так что это еще большой вопрос, будет ли Кремль и дальше держаться за Лукашенко».

Не случайно Москва сейчас взяла определенную паузу в плане решения белорусского вопроса, заключил директор Центра восточноевропейских исследований.

XS
SM
MD
LG