Линки доступности

Тимур Бекмамбетов: «Мы показываем кино будущего»


В понедельник, накануне 12-летнего юбилея Астаны, в столице Казахстана начнется фестиваль экшн-фильмов «Аstana». Организатором и идейным вдохновителем фестиваля стал Тимур Бекмамбетов – автор фильмов о борьбе дневного и ночного дозоров, первой российского картины о супергерое «Черная молния», создатель блокбастера «Особо опасен» с Анджелиной Джоли и Морганом Фриманом в главных ролях. Начав свою карьеру в Казахстане, а затем завоевав российский кинорынок, Тимур Бекмамбетов стал своим человеком и в Голливуде. Сегодня рабочий день режиссера чаще всего начинается в Лос-Анджелесе, где к его работе при помощи современных средств связи присоединяется московский офис и казахстанское представительство компании «Bazelevs».

Ведя одновременно несоколько проектов по обе стороны океана, Тимур Бекмамбетов решился начать в Астане новый фестиваль, который призван привлечь в республику кино-инвестиции, а также показать миру, каким будет лицо у будущего мирового экшн-кинематографа. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» встретился с Тимуром Бекмамбетовым накануне торжественного открытия фестиваля, во время которого по красной дорожке киноконцертного зала «Казахстан» пройдут Майк Тайсон, Хиллари Суонк, Дольф Лундрген и другие звезды мирового кино.

Жамиля Айманбетова: Тимур Нуруахитович, ваше имя уже стало брендом даже в неприступном для многих иностранцев Голливуде. Для чего вы решили организовать столь громкое и безусловно трудоемкое событие как фестиваль?

Тимур Бекмамбетов: Прежде всего, мне интересно. Я люблю играть в разные игры, фестиваль – это одна из них. Пока мне в этой игре все очень нравится, она задорная и увлекательна. Этот фестивальный необычный, он ставит cебе хорошие цели и у него есть своя уникальная тональность. Это фестиваль посвящен кино будущего, у нас не будет конкурса для участников, мы показываем фильмы в первую очередь для зрителей. Лично для нас – это способ выразить свое отношение к кино, которое, по моему мнению, существует в первую очередь для зрителей, а не для критиков. Поэтому-то в рамках фестиваля мы отобрали и пригласили сюда талантливых молодых продюсеров, у которых есть удивительные идеи будущих проектов, из которых мы выберем лучшие и будем поддерживать их финансово и творчески. Надеемся, что в результате уже в следующем году зрители увидят эти проекты в на экранах. Такой подход немного напоминает концепцию фестиваля Сандэнс, который проходит в Америке.

Ж. А.: То есть для вас будущее кинематографа видится в жанре экшн?

Т. Б.: Видите ли, экшн может присутствовать в комедиях, в эпических батальных полотнах, в фильмах фэнтэзи, в диалоге фильма любого жанра можно найти экшн. Само это слово возникло в названии фестиваля для того, чтобы таким образом отделить его от арт-хауса. Зрители фестиваля увидят разные по жанру фильмы, объединенные идеей экшна.

Ж. А.: Ставите ли вы перед собой задачу создания имиджа Казахастана, как страны с потенциалом для ведения здесь кинобизнеса?

Т.Б.: Конечно, мы верим, что фестиваль поможет созданию положительного имиджа Казахстана в мире, и это также одна из основных целей фестиваля. Кроме того, мы хотим, чтобы те инвестиции, который делаются в будущее этого города, в его красивейшие здания и комлексы, приносили пользу жителям города в будущем. А для этого нужно, чтобы будущее поколение могло наслаждаться не только красивейшей архитектурой Астаны, но и ее культурой. Сказать, что я хочу создать бренд Казахстана как кинодержавы, не могу. Да, я очень бы хотел в будущем открыть здесь компанию, которая бы занималась созданием графики для кинопроектов. Но, прежде всего, Казахстан – это место, где люди очень гостеприимные, и мы хотим сделать его домом для кино будущего.

Ж. А.: А какую долю среди участников фестиваля занимают режиссеры из Казахстана?

Т.Б.: Это первый фестиваль, и пока их немного. Ранее я упомянул о конкурсе идей для молодых режиссеров, так вот среди идей, который мы отобрали для поддержки, есть и одна казахстанская. То есть один из пяти концептов фильмов, которые мы будем продвигать и воплощать в жизнь, родился здесь.

Ж.А.: А где лично вам находиться комфортнее? На родине, в Москве, в Голливуде?

Т. Б.: В самолете. Потому что в таком ритме мне приходится жить и выбирать, кто я и как мне себя называть, очень сложно. Безусловно, я – казах, и Казахстан – моя родина. Но сейчас я живу в другом месте и мне хотелось бы оставить за собой право каждый день решать, где мне быть и что делать.

Ж. А.: Некоторые из фильмов, которые увидят зрители «Астаны» будут показаны практически впервые. Какие задействованные в фестивале картины вы бы посоветовали посмотреть?

Т. Б.: Мы так спланировали сетку показов, чтобы зрители смогли увидеть почти все фильмы. Но отвечая на ваш вопрос, я бы очень посоветовал посмотреть фильм «Монстры» режиссера Гарета Эдвардса. Это удивительное уникальное новое кино в жанре научной фантастики, снятое молодым режиссером из Англии. По моему мнению, это кино будущего, которое показывает куда движется кинематограф. Фильм, как обычно про любовь, но мир, в котором там разворачиваются события, крайне необычен. Я сам жду показа фильма «Шанхай», который на фестивале покажет легендарный продюсер Харви Вайнштейн. Я этой картины еще не видел, так как у нас на фестивале ее покажут впервые.

XS
SM
MD
LG