Линки доступности

Литовско-еврейский мотив в судьбе Луи Армстронга


Барельеф Армстронга
Барельеф Армстронга

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побывала в литовском городке, откуда некогда приехали в США приемные родители знаменитого джазового музыканта

Среди песен, исполненных Луи Армстронгом, одна из самых популярных – Go Down, Moses, народная песня афроамериканцев, спиричуэл, основанный на библейском предании об исходе евреев из Египта.

Однако тема судеб еврейского народа имела в жизни знаменитого певца и музыканта и другие корни, и эти корни были связаны с Литвой.

Известно, что маленький Луи Армстронг воспитывался в семье евреев-литваков.

Рассказывают даже, что он мог говорить на идиш.

В память о своих приемных родителях Армстронг до конца жизни носил Звезду Давида.

Вспоминая об этих людях, он говорил, что именно у них научился «жить настоящей жизнью».

... В размещенной в соцсетях заметке рассказывалось о том, откуда приемные родители Армстронга приехали в Новый свет. И корреспондент Русской службы «Голоса Америки решила разыскать это место.

Небольшой городок Вилькия расположился на берегу Немана в 25 километрах от второго по населению города Литвы Каунаса. Тихий провинциальный городок – междугородние автобусы останавливаются только по требованию. Небольшой паром связывает два берега реки, на более высоком – парк, откуда доносятся звуки джаза.

Литовский журналист Эугениус Бунка (Eugenijus Bunka) – он-то и обнаружил историю приемной семьи знаменитого джазового музыканта – встретил корреспондента Русской службы «Голоса Америки» рядом с парком и сразу указал на край дороги: «Вот примерно здесь находилась корчма, откуда в Америку уехали те, кто воспитал Луи Армстронга. Место удалось определить по старым картам, на которой она была обозначена».

Эугениус Бунка
Эугениус Бунка

Бунка рассказывает, что фамилия приемных родителей знаменитого американского музыканта – Карнофски – происходит от названия литовского местечка Кярнаве, что в 35 километрах к северо-западу от Вильнюса. Интересно, что именно здесь в XIII веке была заложена первая столица Великого княжества Литовского, а сейчас Кярнаве включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Известно, что в XIX веке во время одной из переписей населения Российской империи предок семьи Карнофски был обозначен просто как «Янкель-корчмарь», поскольку владел популярной в Кярнаве корчмой. Потом семья переехала в Вилькия и продолжила заниматься знакомым делом. А в начале XX столетия внук Янкеля – Лейба Карнофски – и его жена Тиля Кауфман – уехали в Америку – сперва в Нью-Йорк, а затем – в Нью-Орлеан. Они занимались сортировкой отходов и продажей угля. «И в Нью-Орлеане на помойке они увидели копающегося в мусоре Луи Армстронга, которому тогда было семь лет. Отец от них ушел, дети жили у бабушки, есть было нечего… Карнофски приютили его, и Армстронг сохранил теплое отношение к приемной семье на всю жизнь. Он говорил: "Я всю жизнь буду их (семью Карнофски) любить"», – рассказывает Эугениус Бунка.

Во многом именно благодаря приемной семье Луи Армстронг стал музыкантом, продолжает журналист. Дело в том, что значительную часть денег на его первый корнет он получил от семьи Карнофски. Приемные родители однажды заметили, с какой страстью маленький Луи смотрит на выставленный в витрине музыкального магазина инструмент. «С этого все и началось, и вскоре стало понятно, что он – музыкант от бога. Когда Луи было девять лет, его за хулиганство отправили в детскую колонию. Но Карнофски не отказались от него и навещали в колонии. А в 16 лет Армстронг стащил у главы семьи пистолет и вышел пострелять в новогоднюю ночь, как принято в Нью-Орлеане. Он попал в тюрьму, но Карнофски вновь навещали его, уговаривали заниматься музыкой, начать петь. И затем, когда он уже стал знаменитым музыкантом и ездил на гастроли, он всегда поддерживал связи с этой семьей. Естественно, Армстронг знал и о Кярнаве, и о Вилькия», – подчеркивает Бунка.

Желая узнать побольше о приемной семье музыканта, литовский журналист написал письмо в его музей и на следующий же день получил ответ, что в США проживают многочисленные потомки семьи Карнофски; правда, некоторые из них уже изменили фамилии. Собеседник Русской службы «Голоса Америки» сообщил, что ему дали электронный адрес Джейкоба Карно, который является в Америке довольно известным судьей: «Он собирает материалы о своей семье, в том числе – из архива Литвы, и даже приезжал сюда».

Бывший староста городка Вилькия Казис Баченас (Kazys Baičėnas) рассказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» о том, как возник этот проект.

Все началось в 2017 году, когда в Вилькию прибыла группа из нескольких человек во главе с Эугениусом Бункой. Приехавшие рассказали, что воспитатели Луи Армстронга в свое время были жителями города Вилькия. И что во многом благодаря выходцам из этого города мир узнал великого музыканта, поскольку они дали ему возможность учится музыке.

Казис Баченас
Казис Баченас

«А мы как раз в то время делали проект новой летней эстрады рядом с Неманом, занималась этим архитектор Виолетта Бейгене», – продолжает Баченас.

Вначале возникла было мысль сделать какой-то барельеф или памятную доску, но староста был убежден, что этого явно недостаточно: «Ведь это невероятная история – наш маленький городок – и такие великие люди! В наших местах издавна жила большая еврейская диаспора, и Карнофские были заметными ее членами. У нас делается эстрада, но у нее нет названия. Давайте совместим то и другое, и получится прекрасное место!»

С этими предложениями группа энтузиастов отправилась к мэру Каунасского уезда Валериюсу Макунасу, и в результате был подписан договор о сотрудничестве, после чего проект начали претворять в жизнь. «Мы не ожидали, честно говоря, встретить такое воодушевление в мэрии!» – признается Баченас.

В парке постоянно звучат лучшие произведения, с которыми выступал Армстронг, и это тоже была идея Валериюса Макунаса. Он был убежден: место, посвященное такому прославленном музыканту не может быть молчаливым – там должны звучать музыка в его исполнении.

«Подобрать тринадцать композиций нам помог советник мэра по культуре Эдмундас Малишаускас. Это вообще получилась командная работа. Барельеф создал скульптор Витаутас Жиргулис.

Торжественное открытие состоялось только весной 2021 года – помешала пандемия. На церемонию был приглашен джазовый оркестр. Жители Вилькии привыкают к новому месту, обживают его, появляется своя атмосфера и свой дух. Там проходят концерты и городские праздники, есть даже мечта провести джазовый фестиваль», – свидетельствует бывший староста города.

Музыкальный автомат
Музыкальный автомат


Эугениус Бунка вспоминает, что на открытие музея приезжал джаз-бэнд из Вильнюса. «Играли произведения Армстронга, пришло очень много народу», – рассказывает он.

Рядом с эстрадой установлена табличка с текстом на литовском и английском языках: «Литвак Лейба Карнофский-Зискинд и его жена Эстера-Тиля жили в Вилькии во второй половине XIX века. Они занимались торговлей, были простыми людьми, но после эмиграции в Соединенные Штаты они вырастили выдающегося человека. Это был будущий гений джаза Луи Армстронг».

Здесь же сообщается, что в Соединенных Штатах есть Фонд Карнофски, оказывающий помощь музыкально одаренным детям. У этого фонда есть большой архив, который сотрудники фонда готовы передать в Вилькию. Эугениус Бунка уговорил мэра района принять этот дар.

«Сам Армстронг никогда не бывал здесь, потому что в советские времена это было просто невозможно. Но он пел еврейские песни, ему, конечно, рассказывали историю этих мест. Вообще, это очень плодотворные места, неподалеку отсюда родина знаменитого певца Эла Джолсона. Он уехал отсюда в возрасте 8 лет. И я решил проверить, а есть ли известные на весь мир люди, корни которых уходят в мой родной город Плунге? Оказалось, что среди них - лауреаты Нобелевской премии Даниэль Канеман и Майкл Левитт, лауреат премии "Оскар" писатель и сценарист Рональд Харвуд, нынешний президент Всемирной ассоциации статистиков Миша Белкиндас и еще около тридцати мировых знаменитостей», – говорит литовский журналист.

... Над эстрадой звучала всемирно известная мелодия из оперы Джорджа Гершвина « Порги и Бесс» – «Summertime. And the livin' is easy…».

В этой связи нелишне напомнить и о том, что родители Гершвина – Мойша Гершевиц и Роза Брускин – встретились и полюбили друг друга в Вильнюсе. А поженились уже в Нью-Йорке, где и родился автор первой американской оперы.

XS
SM
MD
LG