Линки доступности

Отказ от Парижской хартии и возвращение к «красным линиям»?


Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан о текущих переговорах с Россией на брифинге для прессы в Белом доме
Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан о текущих переговорах с Россией на брифинге для прессы в Белом доме

Западные эксперты оценивают поведение российской стороны на переговорах в Женеве, Брюсселе и Вене

Хотя тройной раунд переговоров Москвы с «западными партнёрами» завершился, его итоги и сопутствовавшая переговорам информация продолжает активно обсуждаться и в самой России, и на Западе.

И прежде всего - тот факт, что ни в Женеве, ни в Вене, ни тем более в Брюсселе не приняли ультимативный тон Кремля «собирать манатки» и возвращаться к ситуации 1997 года.

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столбенберг считает, что если Финляндия и Швеция действительно захотят вступить в НАТО, у них это получится очень быстро. «У них хорошо организованные, хорошо управляемые институты безопасности и обороны», - оценил он потенциал двух северных стран. И добавил: «в конце концов, это требует политического решения Швеции и Финляндии, а также тридцати союзников по НАТО».

Это заявление Столтенберг сделал на другой день после состоявшегося на этой неделе в Брюсселе заседания Совета Россия - НАТО.

Ранее президент Финляндии сказал, что страна не собирается отказываться от возможности подать заявку на вступление в НАТО, если сочтёт это необходимым. О том же в своём новогоднем обращении сказала и премьер-министр Суоми Санна Марин: «Мы сохраняем возможность подачи заявки на вступление в НАТО. Мы должны оценить эту свободу выбора, поскольку это касается права государства решать вопрос о безопасности».

Министр иностранных дел Швеции Анн Линде заявила: «Мы со шведской стороны категорически отвергаем все переговоры по существу европейского порядка безопасности. У нас должен быть мировой порядок, основанный на правилах, где у нас есть международное право, и каждая страна имеет право делать свой собственный выбор по политике безопасности».

Узнав о гипотетической присоединения Финляндии и Швеции к Североатлантическому Альянсу, член партии «Единая Россия», бывший депутат Государственной думы РФ, бывший сенатор Совета Федерации Франц Клинцевич не стал скрывать негативные эмоции: «Мы... обломаем зубы любому, кто попытается нас запугать. В том числе и Финляндии за одну только мысль о вступлении в НАТО».

Более сдержанно высказался министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, сказавший, что у народов Швеции и Финляндии есть право принимать решение по поводу вступления в Альянс. При этом Лавров подчеркнул: «Мы считаем, что политика нейтралитета этих стран является одним из важнейших вкладов в общеевропейскую архитектуру и в обеспечение стабильности на европейском континенте. Вот кто не уважает суверенитет Финляндии и Швеции, - это те, кто всеми правдами и неправдами хотят спровоцировать их присоединение к НАТО, и будирование этого вопроса началось давно, далеко не сейчас».

Малькольм Дикселиус: «Такой резкий тон со стороны России стал для нас неприятной неожиданностью»

Настроения, бытующие по этому вопросу в двух странах, в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» обрисовал шведский режиссёр-документалист, автор нескольких книг о России Малькольм Дикселиус (Malcolm Dixelius). Он начал с того, что в обеих странах есть политические партии, которые выступают за присоединение к НАТО. И продолжил: «Большинство людей и среди простого населения и среди членов парламентов, пока сдержанно относятся к этому. Они говорят, что в данный момент (в этом) нет нужды, но возможность для нас всегда открыта».

Дикселиус согласился с оценкой Йенса Столтенберга, что вооружённые силы Швеции и Финляндии соответствуют всем натовским требованиям, и если со стороны этих стран будет выражено желание вступить в НАТО, процесс присоединения пройдёт достаточно просто.

«Мы давно проводим совместные учения (с НАТО) и наша боеспособность была проверена в совместных военных операциях, в том числе под эгидой ООН. Поэтому мы хорошо знаем друг друга. Но политически наши страны не готовы (к вступлению в НАТО). Однако, важным фактором также является то, что за последние пять-шесть лет Швеция и Финляндия координируют между собой всё, что связано с национальной обороной», - отмечает собеседник «Голоса Америки».

По словам шведского эксперта, в его стране внимательно следят за всеми ультимативными требованиями, которые Россия предъявляет западному сообществу. «Впервые за 30 лет из Москвы звучат какие-то условия об ограничениях, которые распространяются и на наши страны. У Финляндии есть большая общая граница с Россией, у Швеции - тоже, правда она проходит по морю, но она есть. И, слыша эти ультиматумы, мы, как независимые государства, имеем право самостоятельно решить все оборонительные вопросы, потому что они касаются национальной безопасности. Хотя и Швеция, и Финляндия входят в Европейский Союз, но ЕС пока не слишком много занимается оборонительными вопросами, и, в основном их решают сами страны. Но, конечно, такой резкий тон со стороны России стал для нас неприятной неожиданностью», - подытоживает Малькольм Дикселиус.

Витаутас Бруверис: «остатки разума в некоторых башнях Кремля ещё сохраняются»

«Они же нас припёрли к такой стенке, что нам двигаться дальше некуда», - так охарактеризовал итоги переговоров в Брюсселе президент РФ Владимир Путин. Эта цитата была приведена в очередном выпуске программы «Москва. Кремль. Путин», которая выходит в эфире телеканала «Россия - 1».

Свой вариант долгосрочной стратегии действий российских властей предлагает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов. В статье под названием «Следует честно объявить, что Россия и НАТО — противники», опубликованной в газете «Коммерсантъ», он, в частности, указывает на необходимость дезавуировать Парижскую хартию 1990 года для новой Европы (Charter of Paris for a New Europe), где прописано право стран самим выбирать, в какие блоки и союзы они могут вступать. А далее пишет: «На смену принципам периода после Холодной войны и попыток России и Запада выстраивать партнерские отношения должны прийти правила игры, характерные для конфронтации: баланса сил, дилеммы безопасности и мирного сосуществования, что и имело место в прошлую Холодную войну. Основополагающим должен стать принцип, де-факто принятый СССР и США после серии острых военных кризисов 1960-х: враждующие великие державы должны уважать "красные линии" и жизненно важные интересы друг друга, так как в противном случае рискуют оказаться в состоянии войны».

Очевидно, такой вариант совершенно не устраивает страны Балтии, которые стали членами Североатлантического альянса в результате «второй волны расширения НАТО», а именно - весной 2004 года. В середине этой недели стало известно, что Эстония, Латвия и Литва хотели бы увеличения военного присутствия союзников на своей территории.

Политический обозреватель газеты Lietuvos Rytas Витаутас Бруверис (Vytautas Bruveris) считает этот шаг абсолютно обоснованным. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он сказал: «Это (присутствие контингента НАТО в Литве - А.Р.) всегда требуется, чем больше - тем лучше. Потому что - ну, а как же по-другому? Российская диктатура, а к ней в придачу теперь ещё и белорусская - они же становятся всё агрессивнее и даже всё бесшабашнее, если судить по развитию динамики их внутренних кризисов. Так что от них можно ожидать любой выходки».

Литовский эксперт пояснил, что под «выходками» он в данном случае подразумевает возможность вооружённой провокации, так называемых «гибридных атак», а то и открытой агрессии. Кстати, в пятницу представитель Пентагона Джон Кирби рассказал о новом предполагаемом сценарии российской агрессии в отношении Украины. Согласно этому сценарию, Россия подготовила группу диверсантов для проведения в восточных областях Украины некой операции «под чужим флагом» с тем, чтобы создать "casus belli" - повод для начала военных действий.

Витаутас Бруверис выразил надежду на то, что «остатки разума там, в некоторых башнях Кремля, ещё сохраняются». Поэтому он не ожидает, что в ближайшее время может осуществиться российская агрессия против Украины. «Насколько можно судить, в России пока продолжается борьба между "ястребами" и банальными ворами, которые держат на Западе деньги, особняки, детей, жён, любовниц и любовников. Поэтому они не хотят апокалипсического и брутального развития событий, а хотят сохранять свои "понты". Но есть и те, кому "понтов" не достаточно, им надо настоящей крови, то есть настоящей войны, а не какой-то показухи. И они постараются толкать всех остальных в этом направлении», - считает политобозреватель газеты Lietuvos Rytas.

Резюмируя сказанное, он констатирует, что с военной точки зрения ситуация в балтийском регионе становится всё опаснее. «Силы НАТО на территории наших стран по размерам и по возможностям несопоставимы с белорусскими, и тем более - с российскими силами. Так что просьба об их увеличении - это абсолютно естественная реакция на такое развитие события. И то эта просьба носит более символический характер и взывает к геополитической солидарности западных партнёров с тем, чтобы Россия и Беларусь учли проявление этой солидарности. Вся логика обращения (к партнёрам по НАТО) именно в этом», - полагает Витаутас Бруверис.

Юрий Фёдоров: «Теперь Кремль чешет в затылке и соображает, что делать?»

В ближайшее время в США будет рассмотрен законопроект о санкциях против президента РФ Владимира Путина. Документ подготовил сенатор-демократ Роберт Менендес, и, согласно законопроекту, санкции против Путина и ещё ряда самых высокопоставленных российских персон, включая премьер-министра Михаила Мишустина, будут введены в случае начала Москвой боевых действий против Украины.

Ничего подобного в отношениях двух стран ранее не было - даже в самые острые моменты «холодной войны» со стороны Вашингтона не было намерений ввести санкции против советских генсеков.

Об этом в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» напомнил независимый военный и политический эксперт Юрий Фёдоров. Он также привёл бытовавший в советские времена пример «чёрного юмора»: «Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что никому мало не покажется!».

В действительности же, полагает Фёдоров, Кремлю и лично Владимиру Путину сейчас нужно срочно подыскивать способ выхода из сложившейся ситуации, которую эксперт оценивает как «тупиковую»: «С одной стороны Кремль предъявил в ультимативной, и я бы сказал, нахальной форме требования к НАТО и к Соединённым Штатам о нерасширении Альянса и о возвращении к ситуации 1997 года, и эти требования были отвергнуты, поскольку по мнению западной стороны, это - не предмет для обсуждения».

Вместо этого Запад готов обсуждать некоторые конкретные вопросы, а именно - о неразвёртывании в будущем ракет, о разработке мер безопасности и доверия в зоне соприкосновения вооружённых сил России и НАТО, о снижении рисков при сближении боевых самолётов. Об этом ранее говорили и представители российской стороны.

«Представители Запада сказали: мы готовы это обсуждать, но на условиях взаимности, то есть, аналогичные меры должны приниматься и российской стороной. А это - как острый нож в сердце российским военным, которые упорно твердят: мы на своей территории можем делать всё, что хотим. А американцы и их союзники отвечают: если вы хотите сдержанности от нас, будьте любезны соблюдать аналогичные требования в отношении своих действий. А второе требование Запада - сокращение российских войск вдоль границы с Украиной и ограничение там военной деятельности. И теперь Кремль чешет в затылке и соображает, что делать?», - констатирует собеседник «Голоса Америки».

И продолжает: «По-видимому, в Москве надеялись на чудо, на то, что в Женеве и в Брюсселе Запад проявит слабость и в той или иной форме согласится обсуждать требования, которые российская сторона считает главными. Но не получилось, и сейчас нужно либо признавать свой провал, но, думаю, что этого не произойдёт. И скорее, в России будут занимать какую-то невразумительную позицию в течение нескольких недель, надеясь, что на Западе произойдёт некий пересмотр позиции. Но, думаю, этого не произойдёт», - заключает свой комментарий Юрий Фёдоров.

XS
SM
MD
LG