Линки доступности

Президентские выборы в России: опробованы новые технологии подтасовок


Вход на избирательный участок
Вход на избирательный участок

Представители петербургских штабов кандидатов в президенты расходятся во мнении, было ли голосование за главу государства честным

«Сегодня – знаменательный день. Ровно 28 лет назад, 18 марта 1990 года, прошли выборы в Верховный совет РСФСР и в Ленсовет. И это была самые честные выборы за все 28 лет», – этими словами начал свое выступление в петербургском Доме журналиста представитель местного штаба Григория Явлинского, депутат городского Законодательного собрания Борис Вишневский.

На нынешних выборах президента РФ, по оценке представителя штаба кандидата от «Яблока», нарушений достаточно. Например, студенты одного из петербургских вузов пришли на участки без каких-либо документов, и им выдали бюллетени. В другом случае люди не смогли проголосовать, потому что их вычеркнули из списков избирателей, как… умерших. В то же время граждане, ушедшие из жизни уже 8-15 лет назад, почему-то присутствовали в списках.Член участковой избирательной комиссии от «Яблока» был выведен с участка нарядом полиции только из-за того, что попросил показать ему списки избирателей. На некоторых участках были отключены электрические розетки, чтобы наблюдатели не могли подзаряжать свои мобильные телефоны и планшеты.

«Карусели», нашлепки и стройные ряды студентов

Список нарушений продолжила представительница штаба Владимира Жириновского Екатерина Лебедева. Наблюдатели кандидата от ЛДПР зафиксировали в двух районах города автобусы, подвозившие пенсионерок на участки для голосования. «Типичная “карусель”, – заявила Лебедева, обращаясь к журналистам. – Мы видели, одних и тех же бабушек на разных участках».

Представителя Павла Грудинина – бывшего депутата петербургского Заксобрания Александра Редько – больше всего возмутил тот факт, что к агитационным плакатам его кандидата незадолго до голосования была приклеена, как он выразился «нашлепка», где все счета и недвижимость Грудинина указывались в пересчете на рыночную стоимость, а не на кадастровую, как у других соискателей главного кресла в Кремле.

Опоздавший к началу брифинга глава петербургского штаба Ксении Собчак Николай Артеменко рассказал, что объездил несколько территориальных избирательных комиссий (ТИКов), где их наблюдателями были зафиксированы нарушения. «Студентов гонят голосовать строем», –подтвердил он сказанное ранее Борисом Вишневским. И добавил: «Наблюдателям не дают свободно перемещаться по участку. Их сажают таким образом, чтобы они не видели урн и не могли зафиксировать вбросы. В некоторых УИКах было по три наблюдателя от Путина, что запрещено законом».

«Самое главное задание – чтобы не было никакого негатива!»

Через некоторое время после брифинга выступил член Городской избирательной комиссии с решающим голосом Дмитрий Краснянский и поведал, что ГИК не получил ни одной жалобы, но было несколько обращений. «В основном люди были недовольны тем, что где-то музыка играет слишком громко, а где-то ее нет вовсе», – привел пример Краснянский. И рассказал о самом курьезном обращении: «Один мужчина, которого накануне привезли в следственный изолятор, написал заявление, что желает голосовать по месту жительства. В этом ему, конечно, было отказано, но в камеру урну, конечно, доставили», – сказал член ГИК под смех собравшихся.

Агитационный автомобиль на Невском проспекте
Агитационный автомобиль на Невском проспекте

Следующими выступили представители штабов Владимира Путина, Бориса Титова и Максима Сурайкина. Они были солидарны друг с другом в том, что выборы в Санкт-Петербурге проходят без каких-либо эксцессов. Михаил Машковцев от штаба Сурайкина посетовал: «Таких скучных выборов я еще не видел. Нарушений не зафиксировано, потому что они никому не нужны». Результат, по мнению Машковцева, известен заранее, и вся интрига в том, кто займет второе и третье места.

Артем Закопаев, представлявший штаб Титова, также не обнаружил никаких нарушений. И отметил: «Мы позитивно оценивает поддержку населением “Программы роста” нашего кандидата».

Агитационные листовки
Агитационные листовки

А представлявший штаб «кандидата № 1» (как его охарактеризовали сотрудники Дома журналиста) Максим Кабанов нарисовал такую картинку: «С утра солнышко светит, настроение у людей праздничное. Много детей, которые идут со своими родителями». И, обращаясь к журналистам, строго сказал: «Самое главное задание – чтобы не было никакого негатива!».

Сплошной позитив был в выступлении координатор Парламентской ассамблеи ОДКБ, депутата парламента Армении Эдуарда Шармазанова. По его оценке, «Президентские выборы в Петербурге идут спокойно, в соответствии с законодательством. Полностью соблюдается плюрализм мнений, наблюдаются положительные сдвиги в плане явки. Серьезных нарушений и жалоб нет».

Аналогичную оценку высказала наблюдатель от Межпарламентской ассамблеи СНГ, депутат Милли Меджлиса Азербайджана Эльмира Ахундова. Она отметила: «Президентские выборы в наших странах очень похожи. Единственное различие – у вас на участках очень много полиции. У нас по закону полицейские не могут подходить к избирательным участкам ближе ста метров».

А по центральным городским магистралям ездили микроавтобусы, обвешанные выборными плакатами и воздушными шарами цветов российского флага. Громкими патриотическими песнями вкупе с бодрыми речевками горожан призывали на избирательные участки.

Трудности подсчета нарушений

Зато серьезные жалобы и нарушения выявили волонтеры общественной организации «Наблюдатели Петербурга». Координатор колл-центра организации Александра Крыленкова в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» отметила следующую особенность: «Я бы сказала, что нарушения процедуры голосования от выборов 2012 года к нынешним двигались по траектории от фиксируемых к трудно фиксируемым. На прошлых президентских выборах мы даже могли посчитать реальный результат. Мы могли вычесть фальсификации, сказать, где были “карусели” и вбросы, и что реальный результат такой-то. Сейчас мы не можем посчитать количество фальсификаций, не говоря уж о том, в пользу кого они были произведены».

Крыленкова также отметила, что власти взяли тренд на увеличение явки любыми способами. В одних случаях люди не могут найти себя в списках избирателей, в других – обнаруживают, что их приписали к участкам в других регионах (среди них были Эстония, Латвия, Египет, Дагестан, Финляндия и даже Камчатка), хотя они не брали открепительных талонов. «Но посчитать, сколько же реально людей проголосовало, очень трудно. И если раньше можно было сказать: “Вы, ребята, намухлевали, и на самом деле выборы прошли вот так”, то теперь мы лишь можем констатировать, что были нарушения, но как они повлияют на результат, нам теперь не сказать».

Агитация и контрагитация
Агитация и контрагитация

Руководитель пресс-центра «Наблюдателей Петербурга» Красимир Врански отмечает, что от одной выборной кампании к другой власть меняет правила игры. «Мы, готовясь к очередным выборам, учитываем опыт старых, а это – абсолютно неправильно. Например, раньше они выигрывали выборы за счет досрочной явки, а сейчас появились манипуляции с открепительными талонами. В 2012 году результаты выборов власти “рисовали” по своему усмотрению. Сейчас мы видим, что людей тысячами открепляют от места их прописки, и прикрепляют к какому-то другому. Причём, невозможно отследить двойное и даже тройное голосование.

Официально ЦИК увидел, что в Петербурге девять тысяч человек “открепились” от своих участков. Причем, от двух раз до пятидесяти девяти раз, представляете!», – восклицает собеседник «Голоса Америки».

Красимир Врански также обратил внимание на фактор явки. «Мы видим бюджетников, которых – мне об этом постоянно поступают сигналы – заставляют фотографироваться на участках и отчитываться по телефону, что они проголосовали. А некоторые даже просят выдать им справку, о том, что они проголосовали», – свидетельствует руководитель пресс-центра «Наблюдателей Петербурга».

Представители тех избирательных штабов, наблюдатели которых заметили не только солнечную погоду и праздничное настроение избирателей, собираются обжаловать в судебном порядке результаты голосования по некоторым участкам. Борис Вишневский сказал корреспонденту «Голоса Америки»: «Будем суммировать все нарушения, по фактам, естественно, подадим жалобы. Я не думаю, что это дает основание опротестовать результат выборов вообще, но мы постараемся, по крайней мере, добиться наказания нарушителей. И если получится доказать, что нарушения были серьезными, то будем добиваться аннулирования результатов на каких-то участках, где мы будем иметь к этому законные основания», - утверждает представитель петербургского штаба Григория Явлинского.

Николай Артеменко сообщил корреспонденту «Голоса Америки», что штаб Ксении Собчак уже написал много жалоб по поводу нарушений в день голосования. «У нас уже сейчас написано более двадцати жалоб. Мы думаем, как минимум, на паре участков добиваться отмены результатов голосования, Так на УИК № 509, где голосовали военные, была масса нарушении. Голосование здесь происходило, явно, под давлением, и мы, конечно, будем добиваться в суде отмены голосования по таким участкам», - пообещал руководитель петербургского штаба Ксении Собчак. И добавил, что, по его мнению, на некоторых участках есть шансы на успех: «Потому что там идут такие откровенные нарушения, что я думаю, мы сможем изменить ситуацию».

Согласно первым exit-poll, за Владимира Путина в его родном городе проголосовали 67,5% пришедших на выборы, за Павла Грудинина – 8,9%, за Владимира Жириновского – 4,4%, за Ксению Собчак – 4%. Оглашавшие в Доме журналиста эти данные социологи подчеркивали, что цифры будут меняться, но тенденция, скорее всего, сохранится.

XS
SM
MD
LG