Превосходная степень
После неожиданного и оттого еще более феноменального успеха «интеллигентного» триллера «Тайна личности Борна» (The Bourne Identity), вышедшего на экраны в 2002 году, появление продолжения было делом времени. И вот это время пришло.
Мэтт Дэймон, которого до недавних пор никто не представлял себе в роли героя боевика, вновь играет Джейсона Борна в картине под названием «Превосходство Борна» (The Bourne Supremacy). От одноименного романа Роберта Ладлама, вышедшего на излете «холодной войны», в 86 году, фильм унаследовал, пожалуй, только некоторый привкус недоверия ко всему, связанному с Россией и русскими.
Главный противник Борна, Кирилл (Карл Арбан) - то ли бывший, то ли настоящий чекист, работник ФСБ, подрабатывающий наемным убийцей. Именно ему некие темные американо-русские силы (комбинация из предателя в рядах американского ЦРУ (Брайан Кокс) и русского нефтепромышленника Греткова (Карел Роден) поручают устранить Борна, скрывающегося где-то в Индии. Борн был тренированным убийцей, работавшим в ЦРУ. И в этом качестве он, не ведая истинных мотивов акции, устранил некоего российского политического деятеля, мешавшего американо-русским заговорщикам. Борн, как мы знаем из первой серии, потерял память и не знает, что именно он делал в прошлом.
Однако другие люди знают и боятся, что память к нему вернется. Поэтому за Борном и ведется охота, в которой замешано ЦРУ, по ошибке полагающее, что Борн теперь охотится на своих - так его подставили враги.
Несмотря на то, что по ходу картины Борн-Дэймон устраняет одного-двух противников, в принципе этот фильм - аналог типичного самурайского японского фильма, в котором самурай-убийца, движимый пробудившейся совестью, отправляется в духовное путешествие, в ходе которого ищет очищения. Только этим и можно объяснить поведение Борна, который, во-первых, не добивает раненного Кирилла, а во-вторых - специально отправляется в Москву, чтобы покаяться перед дочерью убитых им в Берлине россиян.
В «Превосходстве Борна» герой, конечно, демонстрирует свое физическое превосходство над противниками. Он, хотя и не помнит как, овладел всеми навыками шпиона и спецназовца - водит машину как каскадер, стреляет без промаха, знает языки, в том числе и русский.
Но фильм убеждает нас, что превосходство Борна - главным образом моральное. Что он выше, как личность, своих врагов и даже своих коллег по разведывательному ведомству.
Режиссер Пол Грингласс («Кровавое воскресенье») окружил талантливого мистера Дэймона (помните его феноменальную игру в «Талантливом мистере Рипли»?) весьма талантливыми актерами. Как всегда убедительна Джоан Аллен, на сей раз играющая не типичную для нее роль агента ЦРУ. Брайан Кокс создает портрет циничного, но одновременно и мятущегося профессионала американской разведки, продавшего за деньги родину и своего агента Борна. Кокс вместе с авторами (сценарий Тони Гилроя) довольно долго вводит зрителя в заблуждение по поводу того, чьи интересы он отстаивает.
Сделав даже второстепенных персонажей полнокровными, авторы позволяют нам с интересом наблюдать не только за сенсационной автомобильной погоней по улицам Москвы и другими захватывающими дух моментами в разных городах мира, но и за развитием характеров и не только главного героя. Борн действует не в вакууме спецэффектов, а в реальной среде, населенной живыми людьми, живущими в реальных городах и ходящих по реальным улицам.
И все же, при всем уважении к усилиям создателей «Превосходства Борна», не могу сказать, что они превзошли оригинал. То ли было слишком много ожиданий, то ли первая картина была классом выше, но не оставляло чувство, что в чем-то «Превосходство» не дотягивает до уровня «Тайны личности Борна»». Начиная с того, что в оригинале Мэтт Дэймон демонстрировал замечательные бойцовские качества, а здесь он как-то, в основном, от всех убегает. Может быть авторы «Превосходства Борна» намерено отказались от идеи первого фильма, в котором Борн представал этакой машиной для убийства с лицом среднего американского парня. В «Превосходстве» Дэймон больше играет рефлексию, чем агрессию.
Будет ли этого достаточно, чтобы отправить героя в третью серию, не знаю.
И все же, спасибо студии «Юниверсал», что она в разгар кинематографического лета, в котором доминируют сказки про «Трою», «Человека-паука» и компьютерная фантазия «Я, робот», выпускает боевик, в котором зритель может узнать себя в герое, обыкновенном человеке. Наверное, такая реальная идентификация обладает превосходством над мифологической.