Линки доступности

Антикризисный план правительства РФ


Российское правительство по аналогии со многими другими странами G-20 подготовило государственный антикризисный план, который еще не утвержден Госдумой, но сегодня уже активно обсуждается экономическим сообществом и вызывает самые разные отзывы.

То, что такой план появился, уже хорошо, считает, например, научный руководитель Высшей Школы Экономики (ВШЭ) Евгений Ясин. Это свидетельствует, что период метаний прошел, когда спешно затыкались финансовые дыры, а кредиты беспорядочно раздавались налево и направо. Насколько хорош нынешний план, пока трудно судить, продолжает доктор экономических наук Ясин. Пик кризиса еще не прошел, нет еще точки опоры, и никто не знает, что будет с мировой экономикой через 6-7 месяцев.

Самая большая российская проблема, по мнению научного руководителя ВШЭ, – это инфляция. Если во многих западных странах, например, в США, сейчас всерьез говорят об угрозе «дефляционного шока», то в России кризис – это новый рост цен. Даже по официальным прогнозам инфляция в 2009 году составит 13 процентов. А это значит, что ставки по кредитам будут не меньше 18-20, а то и 23-25 процентов. При такой финансовой политике невозможно будет выйти из кризиса.

Как бороться с инфляцией? Евгений Ясин не устает повторять, что существует только два старых, но проверенных способа: сокращать бюджетные расходы и ужесточать денежную политику. И, в конце концов, считает этот эксперт, российскому руководству придется пойти на такие непопулярные меры.

Главный экономист Всемирного банка (ВБ) по России Желько Богетич в свою очередь подчеркивает, что по сравнению с другими странами «двадцатки» ситуация в России наиболее критическая. За последнее время ВБ значительно ухудшил прогнозы для России на 2009-2010 годы, поставив ее на последнее место в группе G-20 по темпам замедления экономики. Падение ВВП в ближайшее время прогнозируется до 4-5, а рост безработицы - до 10-12 процентов. В этих условиях для стимулирования внутреннего спроса российское правительство должно оказать большую помощь самым бедным слоям населения: увеличить пособия по безработице, детские пособия и выплаты многодетным семьям. В государственном антикризисном плане, как отмечает Желько Богетич, формально предусмотрена поддержка беднейших групп населения. Однако зачастую речь идет о различных налоговых и иных вычетах, а не о реальных деньгах, которые способны простимулировать спрос в самом недорогом ценовом сегменте рынка, а значит оживить и местный бизнес, и отечественное производство.

Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, отмечает, что главный недостаток правительственного плана – это его декларативность. «Это даже не план, а декларация о намерениях, меморандум, – заявил Евгений Гонтмахер на встрече с московскими журналистами. – В нем нет механизма достижения результата. И пока совершенно неясно, с каким человеческим капиталом мы выйдем из кризиса, как мы будем создавать инновационную экономику».

Показательно, что Евгений Гонтмахер, возможно, единственный из российских экспертов, который напрямую увязывает вопросы экономической модернизации с необходимостью политического переустройства. Кризис еще заставит всех нас понять, что нельзя развивать инновационную экономику при «допотопном» политическом развитии общества, заявляет Евгений Гонтмахер.

Анализируя антикризисный план, большинство экономистов сходятся во мнении, что его появление не случайно совпало с саммитом «Большой двадцатки» в Лондоне. Ведь у большинства этих стран уже есть свои антикризисные программы действий. Впрочем, пока, конечно, трудно говорить, что эти национальные программы как-то сопрягаемы друг с другом. В условиях глобального кризиса каждая из стран, образно говоря, тянет «финансовое одеяло» исключительно на себя. Однако нынешний лондонский саммит должен показать и другую тенденцию.

«Мировой кризис – это «идеальный шторм», и наши страны должны сейчас проявить солидарность и понять, что все они во время этого шторма плывут в одной лодке, все испытывают общие угрозы, – заявляет главный экономист Фонда экономических исследований Валерий Миронов, – для России, например, очень опасной сейчас выглядит угроза дефолта ее некоторых ведущих торговых партнеров. Например, той же Украины. Вот почему нынешняя встреча G-20 исключительно важна как ориентир для принятия скоординированных антикризисных мер».

XS
SM
MD
LG