Линки доступности

Первез Мушарраф, терроризм и внешняя политика США


По мнению большинства экспертов гибель лидера оппозиции Беназир Бхутто существенно ослабила позиции президента Мушаррафа и поставила крест на надеждах в обозримом будущем превратить Пакистан в демократическое государство.

Ксения Дорманди из Гарвардского университета полагает, что у президента Мушаррафа очень мало возможностей для маневра.

«У него сегодня не большой выбор, – говорит Ксения Дорманди. – Только что погиб выдающийся политический деятель, с которым можно было работать. Беназир Бхутто была легитимной фигурой, она пользовалась популярностью и доверием. У нее было много сторонников. Но, похоже, что в этом отношении она уникальная личность.

Иными словами, Первез Мушарраф потерял потенциального политического партнера. Это по-настоящему трагично. И неизвестно, сумеет ли он найти выход из сложившейся ситуации. Хуже всего то, что генерал Мушарраф утратил контроль над ситуацией. Теперь он оказался в положении обороняющегося».

Специалист по странам Южной Азии Амит Пандья из вашингтонского Центра Генри Симпсона предупреждает, что Мушарраф может утратить контроль и над страной.

«Поскольку его собственная легитимность сомнительна, – говорит Амит Пандья, – а популярность среди населения упала до критической отметки, ему будет очень трудно сохранить стабильность в стране. На мой взгляд, именно поэтому в наших интересах, как сиюминутных, так и долгосрочных, признать, что судьбу Пакистана должен решить его народ, и только от него должны исходить все политические инициативы. Чем скорее мы это осознаем, тем лучше».

Несмотря на то, что парламентские выборы перенесены на следующий месяц, администрация Буша твердо придерживается мнения, что они непременно должны состояться и быть свободными и честными.

Тем не менее, многие аналитики, в их числе Амит Пандья, указывают на то, что переход Пакистана к демократическому правлению, скорее всего, произойдет лишь под давлением мирового сообщества, и в первую очередь –США.

«Необходимо соблюдать большую осторожность, – предлагает Амит Пандья. – Не следует слишком давить на него, ловя его на слове, когда он говорит о так называемой «демократизации».

Вместе с тем если его зарубежные покровители дадут ему понять, что наша основная забота – сохранение стабильности и законности, то, как мне представляется, у него могут сдать нервы, и он введет чрезвычайное или даже военное положение».

«Конечно, сейчас силы зла торжествуют. С другой стороны, я полагаю, что могут начаться и другие конфликты, которые сейчас трудно предвидеть», – считает другой специалист по проблемам терроризма из Института наследия Джеймс Карафано.

Он утверждает, что гибель Беназир Бхутто, при всей трагичности этого события, может привести к открытию второго фронта в войне с терроризмом.

«Одно из важных последствий этого события, – говорит Джеймс Карафано, – состоит в том, что люди вдруг почувствовали, что сыты всем этим по горло. А когда у них появится правительство, избранное демократическим путем, они действительно найдут управу на террористов.

Напомню, что и в Ираке перелом произошел в тот момент, когда племенные вожди, увидев, что насилие нарастает, и что аль-Кайда прибирает к рукам всю страну, начали против ее агентов войну на истребление. Это вполне может произойти и в Пакистане».

Многие эксперты полагают, однако, что беспорядки, охватившие страну после убийства Беназир Бхутто, заставили отступить антитеррористическую коалицию во главе с США. При этом если одни подчеркивают важность предстоящих выборов, то другие обеспокоены расколом пакистанской политической элиты.

Патрик Бэшем, специалист по Южной Азии из вашингтонского института Катона, убежден, что приоритетным вопросом для Пакистана сегодня является установление стабильности.

«Сейчас не время паниковать, – говорит Патрик Бэшем, – но для тревоги есть все основания. Вполне вероятно, что сегодня Пакистан представляет собой самую опасную страну в мире. Именно здесь находится эпицентр мирового антиамериканского терроризма.

При этом страна располагает ядерным оружием. Поэтому нестабильность в Пакистане означает угрозу не только для всего южно-азиатского региона, но также для США и таких его союзников, как Великобритания».

Бэшема беспокоит и тот факт, что непопулярность Америки в пакистанском обществе помешает Соединенным Штатам влиять на ход событий в этой стране. Он отмечает, что близость к американским политическим кругам вредит пакистанским политикам в глазах их соотечественников.

Однако некоторые политологи полагают, что проблемы в сфере безопасности заставят Мушаррафа прислушиваться к Вашингтону.

Немаловажную роль здесь сыграет и тот факт, что с 2001 года Пакистан получил от Соединенных Штатов около 10 миллиардов долларов на военные нужды. И совсем недавно, Вашингтон выделил еще 750 миллионов долларов на проекты по развитию и реконструкции регионов, граничащих с Афганистаном, то есть тех мест, где наблюдается наиболее активная поддержка экстремистов.

О росте экстремизма в Пакистане предупреждают многие специалисты. И развитие событий, говорят они, будет зависеть от того, состоятся ли перенесенные на 18 февраля выборы или нет.

XS
SM
MD
LG