Линки доступности

Визит в США председателя Китая Ху Цзиньтао


Вчера в Белом Доме президент Буш встретился с председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао. В ходе переговоров между лидерами двух стран был затронут широкий круг проблем, включая ядерную программу Ирана. Своим мнением о политике США, Китая и России... по отношению к Центральной Азии в свете последних событий в регионе... с Голосом Америки поделился независимый американский эксперт Ричард Гирагосиан, бывший сотрудник Совместного Комитета по экономике Конгресса США. Интервью с ним провела Наджия Бадыкова.

РГ: На мой взгляд, самый интересный момент в вашем вопросе - то, что это меньше относится к США и Китаю и по большей части имеет важное значение для России и США. Так как в реальности США и Россия разделяют одинаковые интересы в области безопасности в Центральной Азии, а Китай - это будущая угроза для обеих этих стран. Поэтому если в краткосрочной перспективе Китай будет партнером для обеих стран, то в долгосрочной перспективе он будет соперником. Несмотря на трения и на несогласие с присутствием американцев в ЦА, как Россия, так и США столкнутся с угрозой со стороны Китая - по таким вопросам, как демография на Дальнем Востоке или военное присутствие в Центральной Азии. Думаю, это будет важным элементом российско-американского стратегического партнерства.

НБ: Сейчас много говорят о политике США и Китая в регионе. Как выдумаете две эти страны больше партнеры или все-таки соперники?

РГ: В начале я хочу отметить следующий интересный момент. Китайский президент вначале посетил Сиэтл, встретился с главой Микрософта Биллом Гейтсом, а также провел переговоры о покупке самолетов - и только потом он посетил Вашингтон, подчеркивая, что сейчас экономические интересы для Китая важнее, чем политика

Но я хочу отметить, что визит президента Китая в США не столь значим, как предварительный визит китайской делегации в Москву, что по сути продемонстрировало российско-китайские усилия и дипломатию по разрешению иранской проблемы, без США, естественно. Поэтому визит китайского президента надо рассматривать в этом контексте.

НБ: Как вы прокомментирует решение Шанхайской Организации Сотрудничества принять Иран в качестве полноправного члена в эту организацию?

РГ: Ежегодный саммит ШОС будет проходить в июне. И самое важное развитие в рамках ШОС это то, что он становится все боле агрессивным по отношению к военному американскому присутствию в Центральной Азии. Эта агрессивность проявляется в усилении статуса некоторых стран в этой организации, например Ирана. Статус этой страны предлагается перевести с уровня наблюдателя до членства. Очень интересно то, что в ШОС одновременно приглашена Беларусь, как наблюдатель. То есть происходит воссоздание более конкретной антиамериканской структуры. Интересным является также то, что несколько дней тому назад президент Кыргызстана Бакиев объявил, что плата за пользование американцами базы в Кыргызстане будет увеличена в сто раз - от 2 миллионов в год до 200. Это значительное увеличение.

Все это свидетельствует о реальных тенденциях в развитие ШОСа.

НБ: Ваша оценка перспектив американо-российских отношений?

РГ: Я оптимист. Американо-российские стратегические отношения охватывают широкий круг вопросов, основанных на взаимных стратегических интересах, но к сожалению нет глубины в этих отношениях, и я боюсь, что Центральная Азия и Кавказ могут стать новой ареной для конфликтов между Москвой и Вашингтоном. Но в целом я верю, что администрация президента Буша, в частности, не будет настаивать на принятии жестких мер по отношению к России. Например, исходя из истории и российской реальности, призывы к активному продвижению демократии в России звучат как чрезмерные и нереальные.

В тоже время я верю, что российские и американские стратегические интересы имеют больше общего, чем различий.

XS
SM
MD
LG