Последние события в Беларуси получили громкий резонанс в мире. Многочисленные нарушения на состоявшихся 19 марта президентских выборах, жестокий разгон режимом Александра Лукашенко мирных акций протеста в Минске вызвали осуждение США и Европейского союза, которые объявили о введении санкций против официального Минска.
«Голос Америки» попросил прокомментировать ситуацию в Беларуси члена Политсовета партии «Союз правых сил» России Бориса Немцова.
Алекс Кэмпбелл:
Как вы оцениваете прошедшие 19 марта в Беларуси президентские выборы и жестокий разгон манифестации оппозиции в выходные?
Борис Немцов:
Это были не выборы, а издевательство и фарс. Тотальная фальсификация, досрочно проголосовало до 50 процентов жителей сельской местности… Из 73 тысяч наблюдателей и членов избирательных комиссий был всего один представитель оппозиции – один из 73 тысяч. В городах проголосовало «за отгулы» – то есть, голосуешь досрочно, и тебе дают отгул, можно не ходить на работу – до 30 процентов жителей. Урны были бесконтрольными, естественно все эти бюллетени были потом вброшены со стопроцентным голосованием за Лукашенко… Если Лукашенко действительно набрал бы 82 процента, то откуда столько народа возмущенного на улицах Минска, несмотря на ужас и страх, который нагоняли его средства массовой информации накануне выборов? И, наконец, последние действия Лукашенко – они делают его тотально не легитимным президентом. Я могу сказать, что признание Лукашенко со стороны Путина это позор России, такой несмываемый позор: быть в одном ряду с Фиделем Кастро, с президентом Ирана, которого тоже признали, с Лукашенко-позорищем, имея в виду, что Путин будет председательствовать в Большой восьмерке в Санкт-Петербурге, то есть, ведущих демократиях мира… Почему Путин так себя ведет – я считаю, совершенно принципиальный вопрос. Конечно же, он Лукашенко не любит, это понятно. Тот его постоянно обманывал, и Россию постоянно обманывал, будь то Белтрансгаз и нежелание платить за газ должные суммы, будь то единая валюта, будь то союзное государство… Тем не менее, он его поддержал. Дело в том, что Путин очень боится «оранжевой революции» и боится, что народ может встать с колен и сказать: хватит нас обманывать, хватит нам вешать эту лживую пропаганду на уши, мы уже вам не верим. Он поддержал Лукашенко не потому, что тот ему нравится, а потому, что он считает, что честная демократическая Беларусь противоречит его пониманию, как должна развиваться, и Россия, и, в целом, славянский мир. Поэтому его позиция в отношении Украины, Беларуси предопределена: там, где демократия – он желает ей зла, там, где диктатура – он будет ее поддерживать. Как он при этом собирается быть председателем Большой восьмерки, это большой вопрос. Но то, что Россия позорно признала Лукашенко легитимным президентом, это, я считаю, очень и очень печальный факт. К счастью, в России не все согласны с Путиным. Очень многие в Москве, в том числе мои товарищи, считают, что с этим негодяем вообще нельзя иметь ничего общего. Он, по всей видимости, последует за Милошевичем и рано или поздно предстанет перед Гаагским трибуналом, как человек, который совершил преступление против собственного народа.
А.К.:
Во время подавления мирных акций в Минске в ночь с четверга на пятницу и в субботу были задержаны несколько российских граждан. Среди них – Павел Шеремет, руководитель белорусско-российской правозащитной комиссии, известный журналист, политолог. Он находился в Минске после перенесенного им тяжелого воспаления легких. Тем не менее, в милиции его жестоко избивали. Был арестован также российский журналист Александр Подрабинек. Как вы оцениваете в данном контексте действия российского МИДа и российских властей вообще?
Б.Н.:
Знаете, у нас Путин и вся его команда любят говорить, что Россия – великая страна. Великие страны за своих граждан, тем более, граждан выдающихся, Шеремет – не последний человек у нас в России, так вот великая страна за своих граждан по всему миру заступается. Наш «доблестный, великий Кремль» и «доблестный, великий МИД» даже ни одного слова в защиту Шеремета не сказали, и ничего не сделали, чтобы его спасти. Его не просто избили. Его избили абсолютно без всяких оснований, он не участвовал ни в каких манифестациях – я с ним говорил уже. Его избили, поместили в больницу, а ночью, якобы после того, как начались консультации с Российской властью, они его бросили в следственный изолятор, то есть, они ухудшили его состояние. И только сегодня они его выпустили на свободу, видимо испугавшись, что рано или поздно информация об этом просочится даже на официальные телеканалы России, потому что дальше молчать было уже невозможно. То есть, российское чиновничество и руководство страны плевать хотело на собственный народ и не собирается его защищать. Демагогически защищая наших собратьев в Приднестровье, руководство которого занимается самоизоляцией, оно наплевать хотело на россиян, которых посадили в тюрьму. Кстати, Шеремет и Подрабинек – не единственные, кого арестовали. Например, из Союза правых сил тоже несколько человек арестованы, и на закрытых судах им дано по 15 суток. Где великая страна, которая защищает своих граждан? И как она вообще «великой» может после этого называться? Понимаете, ни одна уважающая себя страна человека, который издевается над своим народом, который постоянно обманывает свой народ, признавать в качестве президента не может. Только те, кто себя не уважает, либо презирает право народа на то, чтобы избирать свою власть, только эти могут признавать Лукашенко в качестве президента. Он, кстати не легитимным стал даже не на этих выборах. Он до этого подтасовал референдум, который был в 2004 году, референдум о том, чтобы продлить ему пожизненные полномочия, по изменению конституции. Там были массовые фальсификации, которые были зафиксированы международными наблюдателями. И там были честные экзит-пулы, которые Геллап проводил. Так вот, тот референдум был фальсифицирован. То есть, конституцию он изменил незаконно. Поэтому он дважды нелегитимен, и признавать его в этой ситуации – это просто позорить собственную страну.
А.К.:
Вы коснулись вопроса о так называемом «белорусско-российском союзном государстве». О создании единых вооруженных сил и единых спецслужб, в свою очередь, говорил Лукашенко на следующий день после избрания. Не получится ли так, что подвергнутый остракизму на Западе Лукашенко ослабит свои позиции перед Путиным, который, судя по всему, намерен форсировать создание этого белорусско-российского союза?
Б.Н.:
Диктаторы не делятся полномочиями. Вся история Лукашенко – это история обмана России. Он все время обманывал Россию, по любому вопросу. Лукашенко – главное препятствие на пути создания союза. Ни Ельцину, ни Путину ни разу не удавалось решить с ним ни одного вопроса, я подчеркиваю. Легко решается вопрос о бесплатной поставке газа в Беларусь, легко решается вопрос о льготных тарифах на электроэнергию, легко решаются вопросы о льготных тарифах на железных дорогах… Он, Лукашенко, смотрит на Россию, как на дойную корову, которая готова, ради абстрактных разговоров о союзе, платить для поддержки режима миллиарды долларов. Это действительно так. Он ни разу еще свое слово не сдержал. Я думаю, что ничего, из того, что он предлагает, сделано не будет. В единственном случае союз будет возможен, если Лукашенко станет президентом союза. Если Путин ему скажет: «Господин Лукашенко, вы выдающийся человек, вы мой преемник» – вот только в этом случае будет союз, и тогда Беларусь превратится из маленького государства в огромную страну, ядерную державу, кстати говоря. Должен сказать, что политика Путина – это политика «лукашезации» России, и опросы, которые проводились сейчас радиостанцией «Эхо Москвы», они буквально потрясли москвичей. На вопрос, кто должен быть президентом союзного государства, Путин или Лукашенко, 78 процентов слушателей «Эха Москвы» ответили, что Лукашенко. Почему? Потому что страна двигается по белорусскому сценарию, чуть-чуть отставая от Беларуси. Тем не менее, люди это очень хорошо чувствуют. И Путин, сам того не ведая – а, может, и ведая – прокладывает дорогу своему преемнику, его фамилия Лукашенко. Причем, я вам говорю, что это не шутки, это действительно так. Вся история падения демократии в России во времена Путина это история укрепления имиджа и доверия к Лукашенко. И эта угроза настолько реальна, что рано или поздно – а я думаю, что это случится быстро – об этом будут говорить не только по «Голосу Америки».