Линки доступности

Большинство суннитов в Ираке участвовали в выборах


Сунниты, которые при Саддаме доминировали в структурах власти в Ираке, бойкотировали выборы в январе нынешнего года, но приняли активное участие во всеобщих выборах в минувший четверг. Многие сунниты, которые никогда раньше не участвовали в демократических выборах, отнеслись к избирательному процессу настороженно, но с чувством оптимизма относительно будущего своей страны.

Из суннитской мечети в багдадском районе Байя звучит очередное приглашение правоверным на молитву, однако почти никто из стоящих в очереди у местного избирательного участка не отреагировал на призыв муэдзина.

40-летняя женщина по имени Ум Ахмед с явным волнением рассматривала, как при входе на избирательный участок полиция обыскивает стоящих впереди избирателей.

Несмотря на то, что ей пришлось ждать, Ум Ахмед была в приподнятом настроении, которому соответствовал ее ярко-розовый шарф.

Она не принимала участие в январских выборах из-за суннитского бойкота. В этот раз она с нетерпением ожидала возможности впервые в своей жизни проголосовать. Она сказала, что хочет, чтобы ее голос был учтен при выборе правительства, которое, как она надеется, будет справедливым и будет представлять интересы всех слоев населения страны.

Похожее мнение выражали суннитские избиратели у избирательного участка в Абу-Грейбе. 56-летний Кассим Жаббар Хантуш говорит, что суннитский бойкот январских выборов был ошибкой потому, что лишил суннитов представительства во временном правительстве и позволил шиитам и курдам играть доминирующую роль в политической жизни Ирака. Он говорит, что должно быть избрано более репрезентативное правительство, которое будет отвечать чаяниям суннитов. В противном случае сунниты окажутся на обочине иракской политической жизни.

Кассим Жаббар Хантуш считает, что нынешнее правительство внесло больший раскол в иракское общество, чем присутствие в стране вооруженных сил международной коалиции.

В октябре сунниты в массовом порядке участвовали в национальном референдуме, чтобы выразить свое неприятия составленной шиитами и курдами конституции. Конституция передала властные полномочия региональным правительствам богатого нефтью курдского Севера страны и преимущественно шиитских провинций на Юге Ирака.

Сунниты, которые в основном населяют небогатую природными ресурсами центральную часть страны, говорят, что нынешнее разделение власти лишает их доходов от продажи нефти и может привести к распаду Ирака.

Сунниты решительно настроены добиваться получения большего количества мест в будущем правительстве и внести отвечающие их интересам поправки к конституции.

Но политологи отмечают, что избирательная система в Ираке такова, что даже массовое участие суннитов в выборах оставит их в положении меньшинства в правительстве.

Дело в том, что 230 из 275 мест в национальной ассамблее Ирака будут распределены по 18-ти отдельным провинциям страны. Процесс распределения парламентских мест зависит не от численности населения данной провинции, а от числа избирателей, зарегистрировавшихся для участия в выборах, прошедших 30-го января этого года.

Поскольку большинство суннитов бойкотировали январские выборы, действующая система распределения парламентских мест даст значительное преимущество не суннитам, а шиитам и курдам, подавляющее большинство которых участвовали в избирательном процессе.

XS
SM
MD
LG