«Диванная эра» близится к завершению

«Поезд-пуля». Плакат к фильму. Courtesy photo

«Поезд-пуля» с Брэдом Питтом - последний блокбастер летнего сезона

Неожиданный успех в прокате США комедийного экшна «Поезд-пуля» (Bullet Train) стал еще одним красноречивым примером, подтверждающим дружное возвращение массовой аудитории в кинозалы. И пусть медицинские эксперты призывают не расслабляться перед угрозой вспышки очередного варианта ковида, людям очевидно надоели «диванные просмотры» по стримингу.

По данным медийно-аналитической компании Comscore, общие прокатный сборы в кинотеатрах Америки с мая по июль с.г. составили 2,9 млрд долларов, что на 142 проц. выше данных за тот же период прошлого года. За один июль бокс-офис превысил 1,1 млрд долларов. Такой высокий помесячный результат зафиксирован впервые с декабря 2019, последнего доковидного рождественского сезона проката.

Впрочем, по мнению аналитиков, «Поезд-пуля» в ближайшее время затормозит свой бег. Заканчивается сезон отпусков у работающих американцев, студенты и школьники возвращаются к учебе. А главное, ведущие студии, включая Sony, дистрибьютора «Поезда-пули», истратили свои козыри – крупнобюджетные блокбастеры, припасенные к лету.

Наступает ежегодное 2-3-месячное безвременье, когда мега-боевики для массовой аудитории, в первую очередь, фантазийные комиксы со спецэффектами, уступят место более узконаправленным среднебюджетным жанровым лентам – семейным комедиям и драмам, детективам, триллерам и хоррору.

Тарантинная манга

Сборы в мировом прокате «Поезда-пули», который еще не завершен, предварительно оцениваются в 60 млн долларов, из которых примерно половина придется на США.

Фильм режиссера Дэвида Литча представляет собой необычный жанровый коктейль. Его компоненты, которые авторы и встряхнули, и смешали, включают в себя японские комиксы манга (это основа замысла), адреналиновую динамику гонконгских боевиков кунг-фу и ироническую браваду Джеки Чана, Тарантино и Гая Ричи. А изобретательность в показе стрельб, взрывов и рукопашных схваток не уступает фейерверкам позднего Джеймса Бонда.

Главный магнит для многих зрителей – Брэд Питт. Он уже не строит из себя нестареющего пацана, но и обремененный морщинами и бородой, щеголяет атлетичностью и покоряет харизмой. Свой гонорар в 20 млн долларов (по данным киноизданий) Питт отрабатывает сполна. По сообщениям прессы, почти все трюки 58-летний актер выполняет сам.

Питт играет наемного убийцу по прозвищу Божья Коровка, наверное, самого душевного, миролюбивого и заряженного на шутку из всей бесконечной череды киллеров голливудской выделки. Режиссер поместил Питта в компанию других киллеров, купив им всем билеты на сверхскоростной поезд Токио-Киото. Герой Питта передвигается по поезду, перескакивая из вагона в вагон. Он выясняет отношения с коллегами по промыслу, пытается шутить и наводить тень на плетень. Никто ему не указ, кроме загадочной начальницы (в исполнении нестареющей Сандры Буллок), которую мы лишь мельком увидим.

Пытаться коротко пересказать сюжет двухчасового искрометного боевика – дело неблагодарное. Режиссер Литч взял за основу мангу японского писателя Котаро Исака, вернее, то, что соорудил на ее основе сценарист Зак Олкевич. Помимо главного героя еще примерно десяток персонажей прописаны более-менее тщательно, с деталями и даже биографией. Для фильмов, где заваривается столь густая каша насилия, это большая редкость.

Этот десяток персонажей, помещенных в замкнутое пространство пулеобразного по форме чудо-поезда, выясняют отношения сначала с помощью деклараций и угроз, а затем все больше орудуют кулаками, ножами, стволами и разнообразными предметами, которые попадаются им под руки. Как всегда в жестоких и кровавых зрелищах такого рода мотивировкой поступков является что-то очень сентиментальное, как правило, связанное с необходимостью спасать ребенка или женщину, которым угрожает смертельная опасность.

Крое того, к почти обязательным атрибутам жанра относится то и дело мелькающий в кадре атташе-кейс, плотно набитый банковскими пачками стодолларовых купюр. Этот кейс Божья Коровка должен украсть и выйти на первой же остановке. Как говорится, легко сказка сказывается.

Набор криминальных персонажей очень разнообразен, их мотивировки наслаиваются и переплетаются. У каждого киллера - своя повестка. Двое англичан – Лимон (Брайан Тайри Генри) и Мандарин (Аарон Тейлор-Джонсон) должны доставить к крупному русскому мафиози по прозвищу Белая Смерть (Майкл Шэннон с роскошной шевелюрой и татуировками) его сына-шалопая (Логан Лерман). Есть еще одна совсем юная киллерша по прозвищу Принц, школьница-британка (Джоуи Кинг).

Может озадачить скудный японский антураж, что несколько странно для фильма, действие которого происходит в Японии. Домашнюю мафию якудзу представляют Хироюки Санада, играющий элегантного Старейшину в духе Тосиро Мифуне, и Эндрю Кодзи в роли его сына.

Сострадание не ожидается

Кинокритик газеты «Нью-Йорк таймс» Манола Даргис называет фильм «Поезд-пуля» «смотрибельным, смешливым, иногда смешным и предсказуемо глупым».

По мнению Даргис, сегодня кинорежиссерам уже нет надобности оправдывать резню на экране с помощью морализаторства или болтовни о принципах героизма. «Спецэффекты, конечно, выглядят лучше, чем раньше, - замечает Даргис. - Сплаттер (поджанр хоррора с натуралистичным показом насилия) отменно хорош».

Литч - бывший профессиональный каскадер, он прежде выступал в фильмах как двойник Питта. Это читается в каждом втором эпизоде, где нам предлагают любоваться акробатической виртуозностью сцен дуэлей и массовых драк. Орудия убийств чрезвычайно разнообразны – как на оружейной выставке где-нибудь на американском Юге. Это тот случай, когда сострадание и сочувствие от зрителя априори не ожидаются, как не ожидаются они, скажем, при просмотре мультяшек Looney Tunes, когда зритель, стар и млад, без угрызений совести хохочет над сценами условного анимационного насилия.

Сравнивая «Поезд-пулю» с «Джоном Уиком» (John Wick), боевиком, который Литч поставил вместе с Чадом Стахелски, Даргис отдает предпочтение второму фильму, констатируя: «Джон Уик» выполняет миссию», а «Поезд-пуля» делает работу».

«Другими словами, - замечает Даргис, - «Джон Уик» в классической американской традиции предлагает моральное оправдание мясорубке на экране. «Поезд-пуля» даже не пытается обслуживать подобные духоподъемные, льстящие аудитории фантазии – жажда крови в нем абсолютно честная».

Заметно, как Питт и Литч пытаются воссоздать атмосферу таких классических боевиков Чана, как «Пьяный мастер» (Drunken Master) и «Полицейская история» (Police Story). Литч подражал Чану и раньше, в таких его боевиках, как «Взрывная блондинка» (Atomic Blonde) и «Дэдпул 2» (Deadpool 2).

В своих интервью Литч не раз признавался в любви к Джеки Чану и рассказывал, что они с Питтом много и с восторгом о нем говорили. «Я думаю, - сказал Питт в интервью Yahoo Entertainment, - что он (Чан) наш Бастер Китон, но очень недооцененный».

Круз-контроль

Сара Уиттен, обозреватель CNBC, также констатирует закат «диванной эры» и постепенное возвращение кассовых сборов в кинотеатрах к доковидному уровню. Более того, по ее наблюдениям, соскучившиеся по кинозалу зрители явно не скупятся, покупая самые дорогие билеты и тратя немалые суммы на попкорн и напитки. Результаты бокс-офиса в США и Канаде за текущее лето лишь на 12 проц. меньше, чем за последнее доковидное лето.

Экшн с Питтом при всей его очевидной привлекательности для молодого поколения, конечно, не может тягаться в коммерческом плане с такими гигантами, как реанимированная студиями Paramount и Skydance летчицкая эпопея Тома Круза «Топ ган: Мэверик» (Top Gun: Maverick), собравшая в США более 650 млн долларов (сборы в мире - еще более 670 млн долларов).

«Топ ган: Мэверик». Плакат к фильму. Courtesy photo

В этой суперлиге также очередной фантазийный комикс от студии Марвел «Тор: любовь и гром» (Thor: Love and Thunder), представленный Диснеем. Он собрал в США более 300 млн долларов и еще примерно столько же в мировом прокате.

Другие фавориты летнего сезона – два неувядающих франчайза: анимационный «Миньоны: Грювитация» (Minions: The Rise of Gru) и игровой «Мир Юрского периода: Господство» (Jurassic World: Dominion), оба от студии Universal, а также анимационный франчайз «Баз Лайтер» (Lightyear) от студии Pixar и байопик Пресли «Элвис» (Elvis) режиссера База Лурмана от «Уорнер бразерс».

Стоит упомянуть и навороченное хоррор-фэнтези Сэма Рейми «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (Doctor Strange in the Multiverse of Madness), вышедшее в начале сезона в мае и собравшее мировую кассу около 1 млрд долларов (411 млн в США).

«Бокс-офис этим летом, неделя за неделей, подтверждает то, во что мы верили всегда, - заявил Адам Арон, глава сети кинотеатров AMC, крупнейшй в США и мире. – Потребители желают получить несравнимый опыт посещения кинотеатра с его большим экраном, превосходным звуком и удобными большими креслами».

Эксперты обращают внимание на повышенный всплеск интереса к новым зредищным форматам, таким как IMAX и 3D, хоя билеты на них обойдутся на 30-50 проц. дороже.

И, конечно, все в Голливуде с придыханием говорят о готовящемся релизе до конца года долгожданного сиквела Джеймса Камерона «Аватар: путь воды» (Avatar: The Way of Water). Первый «Аватар», снятый Камероном в 2009 году, является самым коммерчески успешным фильмом за всю историю кино. Его мировая касса превысила 2,85 млрд долларов.