«Солдатские матери Санкт-Петербурга» и эхо украинского конфликта

  • Анна Плотникова

Объявление на стене подъезда, где расположен офис «иностранных агентов»

Правозащитная организация собирается в суде оспаривать свое внесение в реестр «иностранных агентов»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – Международный фонд по защите правозащитников Front Line Defenders (FLD) сделал публичное заявление в поддержку двух некоммерческих организаций, внесенных в реестр «иностранных агентов»: «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» и Института развития свободы информации.

В заявлении FLD отмечается, что после принятия закона о так называемых «иностранных агентах», преследование НКО резко усилилось, что сотрудники правозащитных организаций все чаще подвергаются давлению со стороны государственных органов.

В обращении Front Line Defenders особо подчеркивается, что за неделю до внесения «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» в реестр «иностранных агентов», организация предала гласности информацию о незаконных действиях военных, связанных с переброской российских военнослужащих в Украину, в ходе чего солдаты были захвачены в плен, ранены или убиты.

Международный фонд по защите правозащитников также призвал российские власти отменить положения закона об «иностранных агентах» и обеспечить правозащитникам нормальные условия работы. Ранее с аналогичным заявлением выступила организация Amnesty International.

Корреспондент «Голоса Америки» обратилась к сотрудникам «Солдатских матерей» с просьбой рассказать, что они будут делать после внесения в реестр «иностранных агентов».

«У нас есть скромная надежда»

Юрист организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Горбачев рассказал, что НКО планирует обжаловать решение относительно «иностранных агентов», в том числе – в международных инстанциях. При этом юрист не стал говорить о том, насколько в нынешней России реальна ситуация, когда власти могут отыграть назад и признать ошибочность внесения «Солдатских матерей» в реестр «иностранных агентов».

Юрист организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Александр Горбачев

«Я надеюсь на соблюдение норм закона. На этих нормах всегда стояла наша организация, более того – мы учим людей уважать и соблюдать законы», – подчеркивает Александр Горбачев.

Собеседник «Голоса Америки» особо отметил, что в весны этого года «Солдатские матери Санкт-Петербурга» сознательно отказались от зарубежного финансирования, и уже по этой причине не могут быть причислены к списку «иностранных агентов». Кстати, основным грантодателем правозащитной организации был Комитет против пыток – исполнительный орган Организации Объединенных Наций, осуществляющий надзор за исполнением Конвенции против пыток.

«Солдатские матери» периодически предоставляют сведения Комитету, поскольку считают необходимым помогать всем, кто подвергся пыткам, и бороться с любыми проявлениями физического насилия.

«Мы будем отстаивать свою правоту в судебных инстанциях, и надеемся победить. Может быть, эта надежда робкая, скромная. Но, тем не менее, она есть», – утверждает Александр Горбачев.

Эта беседа состоялась в офисе «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» в тот день, когда шли занятия школы «Защитим сыновей». Юрист рассказал, что в основном сюда приходят родители или близкие родственники призывников, а также сами юноши, получившие повестку в военкомат.

«К нам обращаются в тех случаях, когда есть нарушения прав призывников. Когда ребята, и их родители пытались отстоять свои права, но наткнулись на противодействие и не смогли добиться результатов», – поясняет Горбачев.

Наиболее типичные поводы для обращения к «Солдатским матерям» – неоказание, или несвоевременное оказание медицинской помощи, проявление неуставных отношений в армии (так называемой «дедовщины»), а также воспрепятствование осуществлению права на альтернативную службу. При этом юрист НКО подчеркивает, что организация оказывает консультационные услуги на сугубо безвозмездной основе. «Еще раз отмечу, что мы работаем исключительно в соответствии с нормами законов. И если кто-то думает, что мы тут помогаем за деньги «откосить от армии», то это – глубоко неверное суждение», – заявляет Александр Горбачев.

«Мне здесь раскрыли глаза»

Слова юриста «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» полностью подтверждают слушатели школы «Защитим сыновей» Елена Гордон и ее сын Михаил Гордон.

Слушатели школы "Защитим сыновей" Елена и Михаил Гордон.

Елена считает, что деятельность «Солдатских матерей» очень полезна, и категорически не хотела бы, чтобы эта работа в силу каких-либо причин была прекращена. «Здесь нам предоставляют правовые знания, позволяют войти в законодательное поле, предоставляют информацию, которую от нас скрывают в военкоматах», – перечисляет мать призывника, и рассказывает о том, что их семье пришлось столкнуться с подобной ситуацией вплотную.

«Здесь нам оказали консультационную помощь. Можно сказать, в плане знания российских законов мы стали другими людьми. И будет очень печально, если эту организацию закроют. Многим людям она реально помогает – и в знании законов, и в плане правильного поведения, как готовить документы, в том числе медицинские. В военкоматах этой информации нет. Там – вранье, введение в заблуждение и коррупционная составляющая», – свидетельствует Елена Гордон.

Ее сын, который по политическим убеждениям настаивает на своем праве проходить альтернативную гражданскую службу, рассказывает, что в военном комиссариате он стал свидетелем неких «непонятных махинаций» с его личным делом.

«И я решил узнать, как должно быть оформлено право на альтернативную службу», – говорит Михаил Гордон. И это желание привело его к «Солдатским матерям Санкт-Петербурга».

«Мне здесь раскрыли глаза на многие вещи, о которых я раньше не знал. К примеру, на то, как должно проводиться медицинское освидетельствование, какие процедуры и в каком порядке должны проходить призывники… То есть, все то, что сотрудники военных комиссариатов практически повсеместно стараются нарушить в угоду своим целям», – продолжает призывник.

Сейчас Михаил и его мать продолжают судебную тяжбу за право проходить альтернативную службу. «Мы находимся в стадии написания третьего заявления, так как сотрудники военкоматов трактуют законы в свою пользу, очевидно, чтобы отчитаться о планах по выполнению призыва. А в разговорах, они упирают на так называемую «государственно-патриотическую» идеологию, и не признают никакой иной точки зрения, кроме их собственной», – подчеркивает Михаил Гордон.

Молодой человек также категорически против того, чтобы работа «Солдатских матерей» была прекращена. «Если будет прервана просветительская деятельность, направленная на то, чтобы граждане знали законы собственной страны, усилится коррупция, что окажет негативные последствия и на деятельность самого государства», – убежден молодой слушатель школы «Защитим сыновей».

«Власти нас пропиарили»

Занятия школы ведет председатель организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова. Во время небольшого перерыва она ответила не вопросы «Голоса Америки».

Председатель "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" Элла Полякова;

​По словам Поляковой, с самого начала деятельности НКО – с 1991 года – она и ее коллеги понимали, какого рода деятельностью они занялись, и никогда не ожидали быстрых результатов. При этом она затрудняется сказать, когда было легче работать за эти 23 года.

«Раньше было больше людской солидарности, а сейчас объединять людей труднее. А так – все как всегда. И даже больше скажу: тем фактом, что нас внесли в этот нелепый реестр, власти открыли многим людям глаза на то, что их интересы и законные права будут ущемляться еще больше. И получается, что они сами пропиарили «Солдатских матерей», сделав нас еще более известными», – считает Элла Полякова.

Председатель НКО считает, что доброе имя «Солдатских матерей» в результате действия властей нисколько не пострадало. Хотя замечает: «Мне сообщили, что от моего имени сейчас идет довольно много фейка в иностранные СМИ. Я еще сама не проверяла, но нужно будет с этим обязательно разобраться».

Немало дезинформации о сотрудниках «Солдатских матерей» распространяется и внутри самой России. Один из самых распространенных вариантов лжи: будто «Солдатские матери» не имеют никакого отношения к армии и знают о проблемах военнослужащих лишь понаслышке.

Элла Полякова выросла в военной семье: «Мой папа был удивительным человеком. Он уже ушел в мир иной, но у него была настоящая честь офицера. Я им воспитана, я знаю армию изнутри, поскольку долго жила в военных городках. И оба сына у меня воспитаны в соответствии с кодексом чести офицера, для них это – главное. Мой старший сын также является офицером, правда, сейчас он ушёл из армии из-за невозможности там оставаться».

Говоря о ситуации в нынешней армии, Элла Полякова свидетельствует, что многие военнослужащие вынужденно подписывают контракты, поскольку являются единственными кормильцами в семье. «Но они подписывают контракт на жизнь, а не на то, чтобы погибнуть, – продолжает она. – И то, что мы видим сейчас, это какой-то слом в их жизни. Они оказываются на чужой войне, неизвестной, не объявленной. И это – настоящий шок», – считает председатель организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова.