Год российскому закону об «иностранных агентах»

Руководитель ассоциации «В защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова (архивное фото)

Правозащитники заявляют, что принятый год назад закон «об иностранных агентах» душит НКО в России
Спустя год после вступления в силу в России закона «об иностранных агентах» результаты его применения выглядят «зловеще» – с таким заявлением в среду выступила правозащитная организация Amnesty International.

«Более чем тысяча НКО подверглись проверке и десятки из них получили предупреждения. На несколько наиболее известных правозащитных объединений были наложены штрафные санкции, а некоторые были закрыты», – заявил глава российского представительства международной правозащитной организации Сергей Никитин.

Как говорится в заявлении Amnesty International, закон «об иностранных агентах» – один из ключевых в ряду репрессивных законов, принятых после того, как Владимир Путин вернулся в Кремль.

Закон, принятый российскими властями 21 ноября 2012 года, требует от всех некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа и занимающихся чем-то, что крайне туманно определяется как «политическая деятельность», зарегистрироваться в качестве «организации, выполняющей функции иностранного агента».

Как отмечает Amnesty International, этот закон серьезно повлиял на НКО, занимающиеся гражданскими, политическими, социальными и экономическими правами, а также вопросами экологии и дискриминации, в том числе дискриминации ЛГБТ-сообщества.

«С приближением зимних Олимпийских игр в Сочи сотрудники и сторонники Amnesty International во всем мире начали кампанию с целью привлечь внимание ко все более плачевной ситуации с правами человека в России», – заявляет Amnesty International.

«Цель закона «об иностранных агентах» – заклеймить и дискредитировать НКО, занимающиеся правами человека, мониторингом выборов и другой работой, связанной с критикой властей. Этот закон предоставляет великолепный предлог для того, чтобы штрафовать и закрывать критикующие власть организации и отсекать их от зачастую жизненно важных источников финансирования», – отметил Сергей Никитин.

Руководство ассоциации «В защиту прав избирателей «Голос» решило перерегистрировать свою организацию, после того как на основании нового закона на нее были наложены внушительные штрафы, а работа правозащитников была приостановлена на несколько месяцев. Ранее ассоциация тщетно попыталась оспорить штрафные санкции в суде.

Костромской центр поддержки общественных инициатив ждала та же участь. Он был закрыт, поскольку не смог оплатить огромный штраф.

«Бок о бок» – кинофестиваль ЛГБТ-сообщества, заплатил штраф и закрылся. Организация выиграла апелляцию в суде, но поскольку к этому моменту кинофестиваль официально прекратил свое существование, то организация не смогла вернуть свои деньги.

Только на этой неделе пять московских НКО: «Мемориал», «Общественный вердикт», «Движение «За права человека», ЮРИКС и «Голос», пытались в суде дать отпор давлению, которое на них оказывают власти с помощью «закона об иностранных агентах». Слушания по их делу были отложены. С апреля текущего года многие другие НКО по всей России также столкнулись с необходимостью отстаивать свои права в суде.

Одна из закрытых НКО – правозащитный Союз «Женщин Дона». Эта организация консультировала людей по вопросам повседневной жизни: семья, работа, жилье, пенсии. Организация столкнулась с судебным преследованием через неделю после того, как отказалась зарегистрироваться в качестве «иностранного агента».

«Нам нечего стыдиться, не за что чувствовать себя виновными. Мы гордимся нашей работой. Закрытие нашей организации затронет очень многих», – сказала руководитель Союза Валентина Череватенко.

По мнению руководителя всероссийского движения «За права человека» Льва Пономарева, если будет закрыта его организация, то пострадают тысячи людей по всей России, а если закроют другие НКО, то пострадают десятки тысяч. «Гражданское общество будет обречено», – отметил Пономарев.

«Закон «об иностранных агентах» нарушает государственные и международные обязательства России гарантировать право на свободу объединений, собраний и выражения мнения. Он должен быть немедленно отменен», – заключил Сергей Никитин.