Линки доступности

К чему ведут кибератаки?


Эксперты – о том, почему Москва пытается дестабилизировать ситуацию в мире

Причастность российского государства к кибератакам, направленным против интересов других стран, невозможно оспорить. К такому выводу склоняются опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты.

Напомним, ранее Министерство юстиции США выдвинуло обвинения шестерым российским офицерам военной разведки, входившим в хакерскую группировку Sandworm. По мнению следователей, они причастны, в частности, к созданию вируса-вымогателя NotPetya, вмешательству в президентские выборы во Франции, нападению на энергосистему Украины и попытке сорвать торжественную церемонию открытия зимних Олимпийских игр в Южной Корее. За ними числится немало и иных грехов.

По словам госсекретарь США Майк Помпео, выступившего по поводу обвинения хакеров в погонах с письменным заявлением, их деятельность показывает полное пренебрежение со стороны Кремля общественной безопасностью и международной стабильностью.

Москва традиционно отрицает подобные обвинения, увязывая их с «русофобией».

Геннадий Гудков: «Путинский режим борется с оппозицией, нередко используя те же самые инструменты»

Оппозиционный политик, в прошлом полковник КГБ Геннадий Гудков в интервью Русской службе «Голоса Америки» с сожалением заметил, что для российской власти уже вошло в привычку действовать криминальными методами как во внешней политике, так и внутренней. Поэтому, по его мнению, и обвинению в кибертаках офицеров ГРУ, получающих государственное жалование, удивляться не приходится.

«Путинский режим борется с оппозицией, нередко используя те же самые инструменты, – добавил он. – По сути российской оппозиции объявлена сетевая война, на это брошены огромные силы и средства. Мы знаем о фабриках троллей, взломах личной почту неугодных властям лиц, хакерских атаках на сайты независимых и правозащитных организаций, интернет-издания».

Если власти готовы использовать аморальные и противоправные средства против своих же сограждан, не сложно представить, что против внешних противников они действуют точно также, если не жестче, констатировал Геннадий Гудков: «При этом надо понимать, что в Кремле вообще не считают преступление преступлением, действуя без всяких морально-этических ограничителей для достижения своих интересов, в том числе за рубежом».

Увы, зачастую суть внешней политики Москвы заключается не в том, чтобы запустить некий разумный процесс, добиться, например, улучшения взаимопонимания с западными странами, а просто в том, чтобы навредить другим, резюмировал оппозиционный политик.

Роман Доброхотов: «Причастность государства к киберпреступлениям не вызывает никаких сомнений»

Шеф-редактор интернет-издания Insider Роман Доброхотов считает не случайным то, что обвинение Минюста США было опубликовано совсем незадолго до окончания американских президентских выборов. Как ему представляется, в этом просматривается весьма прозрачный намек, что Соединенные Штаты не просто в курсе существования подобной группировки в недрах ГРУ, но и знают всех действующих лиц поименно. (Минюст США предъявил обвинения Юрию Андриенко, Сергею Детистову, Павлу Фролову, Анатолию Ковалеву, Артему Очиченко и Петру Плискину, указав их возраст и отчества).

«Возможно, американские власти думают, что подобная публичность несколько остудит пыл Кремля и поможет предотвратить атаки на избирательный процесс в США, – предположил собеседник «Голоса Америки». – То есть это был предупредительный выстрел. Однако совсем не обязательно, что он и впрямь сможет остановить хакеров».

Речь идет не просто о кремлевских хакерах, а о группировке Sandworm, куда более опасной, чем остальные подобные российские структуры, которые сегодня известны, подчеркнул Роман Доброхотов.

«Ну а причастность государства к киберпреступлениям в данном случае не вызывает никаких сомнений, – утверждает он. – Военнослужащие выполняли приказы своего командования, которому в свою очередь ставили военно-политические задачи сверху. Иного варианта нет».

Кремль исчерпал все аргументы защиты, да, кажется, и не слишком нуждается в них, поскольку Путин на деле не заинтересован в налаживании отношений с Западом: президентский рейтинг во многом держится на том, что Россия «в кольце врага», заключил шеф-редактор интернет-издания Insider.

Ирина Бороган: «Играя с огнем, всегда есть риск получить адекватный ответный удар»

Заместитель главного редактора сайта Агентура.ру Ирина Бороган согласна с тем, что причастность российских властей к кибератакам отрицать бессмысленно. По ее словам, эту работу осуществляли кадровые офицеры, а их жизнь определяется уставами и приказами, которые спускаются сверху.

«В минобороны, как известно, были созданы кибервойска, в число задач которых в том числе входит и нанесение ударов по киберинфраструктуре противника всеми возможными методами, включая хакерские атаки, – сказала она в комментарии «Голосу Америки». – Личные мотивы при выборе объектов для атак здесь исключены».

Попытка хакеров в погонах помешать проведению зимних Игр-2018 вызвана тем, что сборную Российской Федерации лишили полноценного представительства на спортивном форуме после огромного допинг-скандала, полагает Ирина Бороган: «То, что Россию вывели на чистую воду и отняли много золотых медалей, завоеванных ранее на домашней Олимпиаде, вызвало острую негативную реакцию со стороны Кремля и было воспринято как унижение Путина, который считал успех на Играх в Сочи своим личным достижением».

Играя с огнем, всегда есть риск получить адекватный ответный удар, тем более у Запада возможностей для этого хватает, подчеркнула заместитель главного редактора сайта Агентура.ру. Вместе с тем она призналась, что ей даже не хочется думать о том, что кибервойна может перенестись в плоскость ударов по жизненно важным инфраструктурам стран.

XS
SM
MD
LG