Линки доступности

МИД РФ: время резолюций?


Сергей Лавров. Москва. Россия. 2 июня 2014 г.
Сергей Лавров. Москва. Россия. 2 июня 2014 г.

Эксперты – о новой инициативе российской дипломатии в контексте украинского кризиса

МОСКВА – Россия собирается внести на рассмотрение Совета безопасности ООН проект резолюции по Украине, в котором будут содержаться требования «немедленно прекратить насилие» и создать гуманитарные коридоры на востоке страны. Об этом заявил в понедельник глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров.

Он выразил убежденность, что следует сконцентрировать усилия на неукоснительном выполнении Женевского заявления от 17 апреля нынешнего года и составленной на его основе «дорожной карты», которую подготовил президент Швейцарии Буркхальтер в качестве председателя ОБСЕ.

«Чтобы добиться выполнения этих документов (а оба они начинаются с требования о прекращении любого насилия), Россия сегодня (2 июня – В.В.) планирует внести в СБ ООН проект резолюции, в котором будут содержаться требования немедленного прекращения насилия и начала практических переговоров с целью установления устойчивого, надежного прекращения огня», – сказал Лавров.

По словам министра, российские дипломаты «сознательно сформулировали свою инициативу в деполитизированном русле, нацелив ее на принятие мер, которые позволят незамедлительно облегчить страдания мирного населения».

«Надеемся, что гуманитарный характер нашей инициативы будет правильно воспринят в СБ ООН, и резолюция будет незамедлительно взята в проработку», подчеркнул он.

Мнения опрошенных Русской службой «Голоса Америки» российских экспертов относительно подоплеки инициативы российского МИД и перспективах новой резолюции в стенах Совбеза разделились.

Профессору факультета политологии ВШЭ Николаю Петрову кажется, что подготовка резолюции вызвана, прежде всего, значительным успехом украинских войск в ходе контртеррористической операции и тяжелым положением, в которое попали так называемые ополченцы.

«Все это побуждает Россию, как поддерживающую, в общем, одну из сторон, («сепаратистов» - В.В.) попробовать сделать хоть что-то, чтобы прекратить динамичное развитие событий, когда при достаточно серьезных потерях, тем не менее, задачи, которые киевское правительство ставило своим войскам, могут быть выполнены относительно скоро, – добавил он. – С другой стороны, в ситуации, когда Россия, будучи не в состоянии или не желая активно вмешиваться в события, хотя призывы к этому постоянно идут, она демонстрирует таким образом свое стремление урегулировать конфликт».

Как видится Петрову, успех резолюции зависит от того, как будут сформулированы конкретные предложения и механизмы реализации общей идеи, о которой говорил Сергей Лавров.

«Это и определит, поддержат или не поддержат другие члены СБ эту инициативу, то есть увидят ли они в ней только желание выиграть время, желание дать передышку одной из сторон, желание набрать (Москвой) какие-то имиджевые очки или же, наоборот, усмотрят возможность максимально избежать жертв среди мирного населения», – резюмировал профессор.

По мнению политического аналитика Андрея Пионтковского, перспективы у российской резолюции, в принципе, есть.

«Резолюцию могут не отвергнуть с порога, а предложат ее обсуждение и придадут ей новую редакцию, – заметил он. – Чтобы она была не столь односторонне в пользу «повстанцев». Нужно потребовать их разоружения, освобождения захваченных зданий, заложников и так далее».

А вот насчет возможности успешной реализации принятых ранее документов, направленных на деэскалацию конфликта в Украине, у Пионтковского сохраняются серьезные сомнения.

«О какой «дорожной карте» ОБСЕ можно говорить, когда представители организации при исполнении своей миссии регулярно задерживаются пророссийски ориентированными бандитами? – напоминает он. – А ведь это так называемое повстанческое движение возглавляется нашими соотечественниками. Это давно ни для кого не секрет, не говоря уже об участвующих в сражениях чеченских боевиках».

По его словам, отсюда возникает первое условие, необходимо для нормальной работы «дорожной карта»: необходимо, чтобы сотрудников ОБСЕ не рассматривали на востоке Украины как потенциальных пленных и шпионов.

«Поэтому в значительной степени это вопросы к тому же Лаврову и к представителю России в Совете безопасности Виталию Чуркину», – констатировал Пионтковский.

Николай Петров считает, что интерес российского руководства заключается отнюдь не в быстром разрешении конфликта в ту или иную сторону.

«Он, скорее, в сохранении статус-кво, а не в снятии напряжения. В этих условиях Москве легче строить отношения и с Украиной, и с Западом», подытожил профессор факультета политологии ВШЭ.
XS
SM
MD
LG