Линки доступности

Норвежские соглашения – двадцать лет спустя


Вашингтон. 28 сентября 1995 г.
Вашингтон. 28 сентября 1995 г.

Российские эксперты о компромиссе между Израилем и ООП

Выдающимся компромиссом назвал Вениамин Попов (директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО МИД РФ) соглашение, достигнутое израильским премьер-министром Ицхаком Рабином и главой ООП Ясиром Арафатом два десятилетия назад.

«Тогда был сделан очень значительный шаг вперед, – считает Попов, – который показал, прежде всего, что подобный компромисс возможен. При наличии доброй воли сторон можно перешагнуть через разногласия, несмотря даже на то, что стороны разделяет кровь. Оба лидера смогли подняться выше своих прошлых представлений, за что, кстати, получили впоследствии Нобелевскую премию мира. И это была заслуженная награда».

По мнению Вениамина Попова, сегодня, когда снова возобновились израильско-палестинские переговоры, значение этого соглашения как прецедента особенно велико.

«Нельзя говорить, – убежден Попов, – что непримиримость сторон или какие-то другие причины могут затормозить решение этого самого застарелого международного конфликта. Тогдашнее соглашение показывает, что нужна только политическая воля, а компромисс, в конце концов, может быть найден».

Старший научный сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин Института Востоковедения РАН Дмитрий Марьясис отмечает некоторые особенности тогдашнего соглашения.

«Из подписанной декларации, – констатирует Марьясис, – непонятно, в каком статусе признаются стороны. Но сам факт, что некая палестинская ячейка признает некое еврейское образование, уже явился достаточно серьезной подвижкой в решении проблемы».

Эксперт высоко оценивает историческое значение взаимного признания. «По сути, – констатирует он, – соглашение легло в основу мирного процесса. С этого момента Арафат получил легитимацию, его стали воспринимать как представителя палестинского народа, начались активные переговоры, приведшие к заключению договора в Осло».

Соглашение, продолжает политолог, «стало началом изменению подхода к Арафату со стороны еврейского окружения и изменению подхода самого Арафата. Он стал политическим лидером, а не террористическим. И, соответственно, должен был вести политические методы борьбы, а не террористические».

Какую роль сыграли в тот момент Соединенные Штаты?

«Это было сразу же после распада Советского Союза, – вспоминает Вениамин Попов. – Поэтому американцы фактически выступили основными «спонсорами» этого соглашения, и оно было окончательно заключено уже в Вашингтоне в присутствии президента США и нашего министра иностранных дел. Там Ицхак Рабин и Ясир Арафат обменялись рукопожатиями и так далее. Тут неоспорима и заслуга тогдашнего американского президента».

Впрочем, подчеркивает эксперт, к решению проблемы достигнутый тогда компромисс не привел.

«Ситуация далека от ее решения, – констатирует Попов. – Мне кажется, что чем дальше, тем больше будет препятствий на пути достижения нового компромиссного соглашения. Поэтому понадобятся еще большие политические усилия и политическая воля».

У Дмитрия Марьясиса – сходное мнение: «Прошло двадцать лет, а по сути ничего серьезно не изменилось. Ничто не приблизило мирный договор между Палестинской национальной администрацией и Израилем. И это печально».
XS
SM
MD
LG