МОСКВА – Более половины россиян (59 процентов) перешли в прошлом году на «товары подешевле», а также стали ограничивать себя в покупках. Это выявил социологический опрос, проведенный ВЦИОМом.
Cогласно результатам исследования, каждый третий россиянин из-за финансовых проблем приступил к поиску более высокооплачиваемой работы, приработка или занялся бизнесом, а еще треть респондентов решила сосредоточить больше усилий на выращивании фруктов и овощей и разведении домашней птицы.
Все это косвенным образом подтверждает оценку ситуации, которую дал на недавнем Гайдаровском форуме глава Сбербанка РФ Герман Греф. По его словам, Россия не сумела адаптировать собственную экономику и всю социальную систему к новым реалиям.
«Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать, – заявил глава Сбербанка. – И это технологическое порабощение – мы оказались в числе стран, которые проигрывают, в списке стран-дауншифтеров».
По мнению Грефа, разрыв между Россией и ведущими странами мира будет значительно больше, чем тот, что образовался в ходе предыдущей индустриальной революции.
Высказывания «главного банкира» страны вызвали острую полемику в России. Вице-спикер Госдумы Николай Левичев (фракция «Справедливая Россия») даже предложил Грефу добровольно сложить с себя полномочия.
В Кремле довольно неопределенно откликнулись по поводу возникших дебатов на данную тему. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков вначале напомнил про мнение президента, «который неоднократно говорил, что экспертная дискуссия – это всегда позитивный процесс», так как идет «поиск истины». Но затем добавил: «Опять же такие дискуссии, например, не совсем признаются приемлемыми, если они происходят в действующем правительстве» (цитаты по Интерфаксу).
Председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр финансов России, профессор, доктор экономических наук Андрей Нечаев считает определение Германа Грефа («технологическое порабощение») некоторым преувеличением.
«Основная проблема российской экономики заключается в том, что она слишком завязана на экспорт необработанного сырья, и это в значительной степени определяет ее роль в мировой экономике, а в области высоких технологий есть сферы, где Россия находится на мировом уровне, – заметил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – И в этом смысле неправильно говорить о проигранной революции именно из-за высоких технологий».
По данным Bloomberg, обнародованным 19 января, Россия заняла 12 место в рейтинге самых инновационных экономик мира. При составлении табели о рангах принимались во внимание расходы на научные исследования и разработки, а также количество компаний по производству высоких технологий. Причем США оказались на восьмой строчке в списке, а Китай – и вовсе на 21-й.
Греф, видимо, хотел обострить полемику, чтобы лучше донести свою мысль до аудитории, предположил Нечаев.
«В принципе, любая страна сегодня в той или иной степени находится в рабстве у других стран, – продолжил он. – Потому что при современном уровне технического прогресса и модернизированной экономике уже нет страны, которая полностью все свои потребности, начиная с сырьевых товаров и продуктов питания и кончая высокими технологиями, закрывала бы сама. Существенно то, в каких-то областях государство лидирует».
Нечаев признал оценку Германа Грефа России как страны-дауншифтера «отчасти верной».
«Потому, что страна, которая хотела бы претендовать на роль великой державы, не говоря о военных силах и ядерном оружии, да и в экономике тоже, конечно, не может базировать свое благополучие исключительно на сырьевом экспорте», – констатировал он.
Доцент экономического факультета МГУ, в прошлом помощник министра финансов РФ Олег Буклемишев полагает, что все не так уж пессимистично.
«Греф вообще несколько склонен к эпатажу, – подчеркнул он в комментарии «Голосу Америки». – Да, мы действительно отстали по ряду важных направлений. Но мне представляет, что по ряду других научно-технических векторов у России есть хорошие заделы».
Одновременно Олег Буклемишев уточнил, что нынешняя динамика может привести к утрате этих заделов.
«Имею ввиду то, что приоритеты в науке, образовании, здравоохранении и других сферах развития человеческого капитала перемещаются в какие-то другие отрасли, – указал он. – Поэтому обеспокоенность Грефа и тех, кто принял его слова за чистую монету, в принципе, понятна».
На его взгляд, Гайдаровский форум – место, где люди стремятся выражаться ярко, поскольку чувствуют себя в своей стихии, что зачастую приводит к некоторым перехлестам.