Линки доступности

Экономика России: рост ВВП и падение реальных доходов граждан


Владимир Путин и глава Внешэкономбанка Сергей Соколов
Владимир Путин и глава Внешэкономбанка Сергей Соколов

Российские эксперты об итогах 2017 года и перспективах 2018-го

В ноябре в России усилился спад экономики, свидетельствует в своей аналитической записке, обнародованной в самом конце 2017 года, главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач, сообщают российские СМИ. По его наблюдениям, ВВП страны сокращается «на протяжении трех месяцев подряд». В этих условиях годовой рост ВВП может не превысить 1,4%, отмечает Клепач.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросил подвести экономические итоги уходящего года, а также порассуждать о перспективах нового года, председателя партии «Гражданская инициатива» и экс-министра экономики России Андрея Нечаева и директора Института стратегического анализа ФБК, профессора Высшей школы экономики Игоря Николаева.

Парадокс российского экономического роста

Андрей Нечаев считает, что, с точки зрения основных макроэкономических параметров, 2017-й год, более успешен, чем 2015-2016 годы. Ожидается, что темп роста валового национального продукта составит около 1,8 %, констатировал он.

«Однако есть много существенных «но», – уточнил экс-министр. – По данным на ноябрь (2017-го) продолжился спад реальных доходов населения. И это самое тревожное, потому что в России и так в последние годы резко возрос уровень бедности, он превышает 20 миллионов человек. С другой стороны, это уже становится самим по себе макроэкономическим фактором. Сжимается потребительский спрос, который в последние годы как раз серьезно способствовал экономическому росту».

По мнению Андрея Нечаева, в этой связи встает вопрос: чего стоит рост ВВП, если при нем продолжается падение уровня жизни граждан?

«Плюс по данным на ноябрь было зафиксировано беспрецедентно высокое – более 4,5 % – падение производства в обрабатывающих отраслях промышленности, – добавил он. – Это означает, что структура экономики не меняется, она по-прежнему остается сырьевой, и диверсификации не происходит. И в любом случае такие темпы роста (1,5-2 %), конечно, не могут нас удовлетворять. Потому что они не позволяют решать основные социальные задачи».

Россия все более и более отстает от развитых стран, и в целом от мировой экономики, особенно если говорить о Китае или Индии, утверждает Андрей Нечаев.

«При этом мы развиваемся темпами, сопоставимыми с темпами, которыми идут США и ряд европейских стран, – в частности, ФРГ и Великобритания, но при гораздо более скромной исходной базе, – продолжает Нечаев. – А главное – нарастает наше отставание в технологическом развитии. Совершенно очевидно, что эта ситуация – надолго, если не произойдет каких-то кардинальных изменений в социально-экономической политике государства».

По прогнозу экс-министра экономики, Россию в ближайшей перспективе ждет «барахтание вокруг нуля» относительно ВВП, что только усилит отставание страны от передовых экономик мира.

Директор Института стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев согласен с тем, что, судя по основным макроэкономическим формальным показателям, 2017-й год для России оказался лучше, чем 2016-й, и «даже лучше, чем ожидалось».

«Рост экономики будет выше прогнозов, а инфляция – ниже планируемой, – отметил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Однако очень важно понимать, что происходило к концу года и с какой тенденцией мы входим в 2018-й, прежде всего – в промышленности. Так вот, в ноябре промпроизводство упало на 3,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Это говорит о том, что в нашей экономике произошел лишь временный всплеск, а об устойчивом, экономическом росте говорить пока не приходится».

По словам Николаева, плохо дело обстоит и с таким важнейшим показателем, как реальные денежные доходы населения: «Судя по отчетным цифрам, они снова снизятся, и это продолжается уже четвертый год подряд. Этот показатель – самый, пожалуй, удручающий по итогам 2017 года».

Что касается инвестиций, то они выросли в пределах 4 %, но это совсем незначительный прирост на фоне той низкой базы, которая была достигнута по итогам предыдущих лет, подчеркивает эксперт. «Плюс надо учитывать, что завершалось строительство объектов чемпионата мира по футболу, строительство Керченского моста и так далее, – отмечает он. – А когда все это будет достроено, то, спрашивается, чем будет поддержан этот рост инвестиций?»

В общем, назвать завершающийся год выдающимся никак нельзя, резюмирует Николаев.

Перспективы

Оба эксперта сошлись во мнении, что в России необходимо произвести радикальные экономические реформы, но они затруднились сказать, насколько осуществимы эти планы после избрания в 2018 году «нового-старого» президента.

«С одной стороны, осознание того, что модель развития, которая была выбрана в середине нулевых годов, зашла в тупик, кажется, есть на самом высоком уровне, – подчеркнул Алексей Нечаев. – Не случайно президент создал несколько групп по разработке программы реформ, выхода из кризиса и перехода к экономическому росту. Но уверенности в том, что он (Путин) при этом готов на какие-то радикальные изменения в политике (а в данном случае решение будет принимать, конечно же, только президент), пока нет».

Тем не менее, экономист с определенным оптимизмом говорит о «некоторой активности» в руководстве страны. «Внушает надежду, – уточняет он, – например, недавно подписанный указ о развитии конкуренции, где говорится о том, что надо сокращать число государственных корпораций и компаний, предпринять по ограничению монополизма и так далее. Но вот станет ли указ реально работающим или останется просто предвыборным пиарским актом, покажет время».

Пока серьезных признаков готовности к изменению экономической политики и необходимым для этого кадровым переменам, президент не демонстрирует, констатирует экс-министр.

В свою очередь, Игорь Николаев напомнил, что Россия входит в 2018-й с «затухающим экономическим ростом».

«Следует также учесть, что в начале года будут новые санкции и возникнут новые риски для рубля, потому что соглашение между странами ОПЕК и странами не членами этой организации, по всей видимости, в 2018-м прекратит свое действие, – уточнил он. – Кроме того, резервный фонд страны по итогам 2017 полностью исчерпан. Остался только Фонд национального благосостояния. Так что, думаю, 2018-й будет похуже 2017-го, но получше 2019-го».

«Если основные причины кризиса, те же пресловутые структурные проблемы остаются, то откуда же взяться устойчивому росту?» – вот вопрос, которым задается Игорь Николаев.

«Да, после президентских выборов, должна пойти активизация в направлении реформирования экономики, – рассуждает эксперт. – Иначе тупик. Вопрос в том, насколько глубокими окажутся эти реформы. Как мне представляется, кое-что будет делаться, но не совсем комплексно. И главное – все будет осуществляться в уверенности, что можно достигнуть поставленных целей в условиях санкционного противостояния. А это – глубокое заблуждение».

XS
SM
MD
LG