МОСКВА – В столицах западных стран и Москве разошлись в оценках итогов выборов президента Болгарии. Если в Кремле к победe пророссийски настроенного Румена Радева отнеслись весьма положительно, то, например, итальянская La Repubblica охарактеризовала ее как «пощечину Западу».
«В обоих случаях усталость народа от разрушительных последствий коррупции и высокого уровня бедности способствует популярности лидеров, открыто занимающих пророссийскую позицию и дружащих с Путиным, – отмечается в размещенной на сайте ИНОСМИ статье издания. – Это новые дистанционные победы Кремля против Запада, где только что фактически сменился лидер».
По мнению газеты, ситуация сулит серьезные потрясения для ЕС, НАТО и Запада в целом.
В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, выступая в понедельник, 14 ноября, на брифинге признался, что отдельные заявления политиков, выигравших президентские выборы в Болгарии и Молдавии, импонируют Кремлю, но в Москве не считают их пророссийскими. «Мы против фиксации каких-то дефиниций», – цитирует Пескова Интерфакс.
Пресс-секретарь Кремля напомнил, что две страны прорабатывали некоторые крупные совместные проекты, оказавшиеся в последствии свернутыми, и выразил надежду на возобновление партнерства.
Напомним, что кандидат от Болгарской социалистической партии Румен Радев победил на прошедших в стране президентских выборах, после чего премьер-министр Бойко Борисов подал в отставку.
Бывший командующий болгарских ВВС и политический новичок, Радев, симпатизирующий России, получил около 60 процентов голосов, согласно практически окончательным результатам выборов, опубликованным в понедельник. От него значительно отстала кандидат от правящей правоцентристской партии ГЕРБ Цецка Цачева.
Заведующая отделом Центра европейской интеграции Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Надежда Арбатова уверена, что опасения Запада в отношении возможности резкой смены курса Софией во многом преувеличены, и напомнила характеристику, которую в свое время давал новой Европе экс-министр обороны США Дональд Рамсфелд.
«Эта характеристика была очень позитивная, – заметила она в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – В ней был заложен большой кредит доверия новым членам ЕС. Но кризисные явления в Евросоюзе показали, что в этих странах далеко не все так благополучно, как хотелось бы».
По мнению политолога, болгарские выборы типичны для сегодняшней Европы.
«Мы видим, что повсеместно новая Европа, которая, по словам Рамсфелда, была авангардом и отличилась от старой Европы тем, что была больше предана идеалам демократии, поскольку сама вышла из тоталитарного прошлого, не выдержала испытания временем, – отмечает Арбатова. – Все эти явления, которые мы видим сегодня не только в Болгарии, но и других странах ЕС, можно назвать евроскептицизмом или европессимизмом».
Вместе с тем Надежда Арбатова призвала не питать иллюзий по поводу возможности Софии повлиять на смягчение санкционного режима в отношении Москвы.
«Пока Болгария остается внутри ЕС и является членом НАТО, она будет подчиняться общей дисциплине, – констатировала она. – Здесь есть, конечно, элементы шантажа (со стороны Софии). Потому что демонстрация недовольства политикой ЕС, заигрывание с Москвой – это все попытки повлиять на Брюссель, выторговать более благоприятные для себя условия».
Предпосылок для выхода Болгарии из евроструктур нет, убеждена эксперт. Поэтому, по ее мнению, говорить о перспективе включения Софии в орбиту российского влияния безосновательно.
Директор Центра восточноевропейских исследований, политолог Андрей Окара также полагает, что итоги выборов в Болгарии не следует интерпретировать однозначно.
«Пророссийская риторика победившего кандидата не была фактором его победы в отличие, например, от выборов в Молдавии, – пояснил он в комментарии для «Голоса Америки». – А вопрос – сможет ли новая власть легче договариваться с Кремлем – очень сложен. По крайней мере, он может найти решение в очень специфическом конкретном формате».
Директор Центра восточноевропейских исследований допустил, то новый президент Болгарии может «просто показать в Кремле прейскурант относительно того, сколько что стоит».
«И тогда фактически можно будет говорить об определенной сделке, о продаже какого-то сегмента политической лояльности за экономическую перспективу для Болгарии», – подчеркнул Окара.
В тоже время он полагает, что надежды некоторых экспертов на смягчение пророссийских санкций с помощью Болгарии – это «благие пожелания, которые не могут быть реализованы даже за большие деньги».
«В Софии скорее постараются организовать некий шторм в ЕС, в том числе – в попытках выторговать для себя какие-то преференции у Брюсселя, утверждает он. – Это, в принципе, способно обострить противоречия, которые существуют в Евросоюзе между старой Европой, новой и новейшей. Поэтому Болгарию следует рассматривать сейчас как агента для расшатывания ЕС».
Однако в том, что это поможет Москве решить санкционную проблему, эксперт сомневается.