Линки доступности

Суд может отпустить под залог одну из обвиняемых в работе на СВР


Федеральный судья Рональд Эллис в Нью-Йорке распорядился выпустить под залог и поместить под домашний арест Вики Пелаез, одну из десяти арестованных в США по подозрению в сотрудничестве со Службой внешней разведки (СВР) России. Трое других подозреваемых, представших перед судом в Нью-Йорке – Ричард и Синтия Мерфи, а также Хуан Лазаро – оставлены под стражей.

Как сообщил в зале суда заместитель прокурора Майкл Фарбиарц, Лазаро после своего ареста в минувшее воскресенье признался в том, что это не настоящая его фамилия, и что дом в одном из предместий Нью-Йорка, в котором он проживал вместе с женой Вики Пелаез, был куплен на деньги СВР. Открыть свое настоящее имя арестованный отказался, упомянув, однако, что его детство прошло в Сибири.

Пелаез в течение 48 часов может быть отпущена под залог в 250 тыс долларов, из которых 10 тыс должны быть внесены наличными, и под поручительство трех ответственных людей. Она будет находиться под домашним арестом и под электронным наблюдением. Обвинение, требовавшее оставить всех подозреваемых под стражей, возможно, обжалует это решение суда.

Фабриарц подчеркивал, что все арестованные – опытные агенты российских спецслужб, продемонстрировавшие способность пересекать международные границы под вымышленными именами, и могут исчезнуть, как только их отпустят из зала суда. Он ссылался на исчезновение одиннадцатого подозреваемого – Кристофера Метсоса, который был освобожден под залог после ареста на Кипре.

«Кристофер Метсос был освобожден под залог и сразу исчез! Сегодня мы не знаем, где он», – несколько раз повторил представитель обвинения. В данном случае, добавил Фабриарц, подозреваемым даже не нужно будет далеко бежать – в Нью-Йорке есть российское консульство и российская миссия при ООН, где они смогут укрыться. «В США находится много сотрудников российского правительства, активно участвовавших в этом заговоре, а также существует разветвленная сеть технической поддержки», – заявил Фабриарц.

Судья Эллис объяснил свое решение тем, что Пелаез, в отличие от других обвиняемых, никогда не скрывала своего истиного имени и хорошо известна в США и за рубежом, как журналист. Он также подчеркнул, что она – гражданка США и, вопреки утверждениям обвинения, не проходила обучение как агент иностранных спецслужб.

Адвокат Хуана Лазаро не стал добиваться его освобождения под залог, попросив перенести решение этого вопроса на более поздний срок.

Фамилия супругов Мерфи, как и большинства других обвиняемых, в судебных документах приводится в кавычках, поскольку ФБР утверждает, что это вымышленные имена. Именно это стало основным аргументом против освобождения Ричарда и Синтии Мерфи под залог. По словам Фабриарца, «вся личная и профессиональная жизнь супругов Мерфи в США пронизана обманом и мошенничеством».

Зампрокурора сообщил, что уже после ареста Ричарда Мерфи ФБР обнаружило принадлежащий ему сейф, в котором хранились 8 конвертов, содержащих по 10 тыс долларов в новых стодолларовых купюрах. По словам Фабриарца, обвинение располагает доказательствами того, что в 2010 году Ричард Мерфи ездил в Москву по поддельному ирландскому паспорту и отвез туда компьютер, который он приобрел под именем «Дэвид Хиллер». Фабриарц также сообщил, что Ричард Мерфи пять раз встречался с Кристофером Метсосом, от которого получал деньги.

Он также заявил, что представленные суду доказательства являются лишь «верхушкой айсберга», и что обвинение располагает сотней перехваченных посланий, которыми обменивались супруги Мерфи и «московский центр». Фабриарц сказал, что обвинение «преднамеренно не включило в обвинительные документы описание некоторых шпионских технологий, которыми пользовались обвиняемые».

Предоставленные судом адвокаты делали упор на то, что ФБР в течение десяти лет следило за их клиентами, но так и не нашло улик, позволяющих обвинить их в шпионаже. «Какие секреты они передавали в Москву? – спросила Донна Ньюмен, представляющая интересы Ричарда Мерфи. – После всей этой слежки, прослушивания и обысков не было обнаружено ни каких-либо угроз национальной безопасности США, ни оружия». Она подвергла сомнению утверждения обвинения о том, что дом супругов Мерфи принадлежит не им, а СВР, и усомнилась в профессионализме этой организации, указав на эпизод, описываемый в обвинительных документах. Там упоминается случай, когда Ричард Мерфи, получив деньги от российского агента, якобы закопал их в одном из сельских районов штата Нью-Йорк.

Отвечая адвокату, Майкл Фабриарц встал на защиту российских спецслужб, назвав их высокопрофессиональными. «СВР вложило огромные ресурсы в эту операцию с участием нелегалов»», – заявил он. Что касается эпизода с закопанными деньгами, Фабриарц уточнил, что Ричард Мерфи закопал их в 2004 году, а выкопали их в 2006 совсем другие люди, приехавшие с другого конца страны. По его мнению, это как раз и свидетельствует о высоком уровне организации российских агентов.

В то же время, ответить на вопрос, какие секреты передавали обвиняемые в Москву, Фабриарц не смог. Он лишь повторил, что «перед этими людьми была поставлена задача американизироваться и как можно глубже внедриться в американское общество».

В конце слушаний, продолжавшихся около двух часов, адвокат Донна Ньюмен обратилась к суду с просьбой предоставить возможность Ричарду и Синтии Мерфи увидеться со своими детьми. У супругов Мерфи двое дочерей восьми и одиннадцати лет. Сейчс они, предположительно, находятся у друзей обвиняемых. Майкл Фабриарц упомянул в зале суда, что по результатам прослушки дома Мерфи стало очевидно, что их дети ничего не знали о секретной деятельности своих родителей.

Ньюмен подчеркнула, что Ричард Мерфи, будучи безработным, много времени посвящал детям, он исправно посещал родительские собрания в школе. Адвокат Синтии Мерфи, Уинстон Ли, в свою очередь привел слова своей подзащитной о том, что для нее «самое важное – сохранить стабильность в жизни ее детей». С тем, что бы упростить процедуру свидания супругов Мерфи с детьми, адвокаты также попросили перевести их в одну тюрьму. Сейчас Ричард Мерфи содержится в тюрьме на Манхэттене, а его жена – в Бруклине. Сторона обвинения не стала возражать против этого, и Майкл Фабриарц сказал, что этот вопрос может быть решен в рабочем порядке.

По окончании судебного заседания к журналистам вышли лишь адвокаты Вики Пелаез – Джон Родригес и Карлос Морено. Они выразили удовлетворение решением суда об освобождении Пелаез под залог. «Это даст нам возможность лучше подготовиться к предстоящему процессу, – сказал Морено. – Выдвигаемые против нее обвинения напоминают плохой научно-фантастический фильм. Она их категорически отвергает. Я лично думаю, что эти обвинения политически мотивированы, и что она будет полностью оправдана».

Вики Пелаез известна своей жесткой критикой американского правительства и симпатиями к Фиделю Кастро, которые она высказывала на страницах газеты «Эль Диарио», выходящей на испанском языке в Нью-Йорке. «После слушаний она сказала мне, что хочет донести правду о себе людям, которые поверили в то, что она – русский шпион, – сказал адвокат. – Нам предстоит большая работа».

Морено отказался ответить на вопрос «Голоса Америки», сотрудничает ли со следствием муж Вики Пелаез – Хуан Лазаро.

Пятой подозреваемой, арестованной в Нью-Йорке, Анне Чэпмен в освобождении под залог было отказано еще в понедельник.

Состоявшиеся ранее сегодня слушания в Бостоне, где перед судом предстала супружеская чета из Кембриджа – Дональд Говард Хитфилд и Трейси Ли-Энн Фоли, были перенесены по просьбе адвоката на 16 июля. Слушания в Александрии (штат Вирджиния), где в четверг должны были предстать по аналогичным обвинениям в федеральном окружном суде еще трое обвиняемых по данному делу – Майкл Зоттоли, Патриша Миллз и Михаил Семенко – были перенесены на один день для того, чтобы Семенко получил возможность пользоваться услугами адвоката.

XS
SM
MD
LG