Линки доступности

«Женева-2»: быть или не быть?


Эксперты обсуждают возможность американо-российского компромисса

Американо-российские отношения в последнее время продолжают развиваться довольно бурно. Президент США Барак Обама объявил о своем решении не проводить двухстороннюю встречу с президентом Владимиром Путиным в Москве, которая должна была состояться в сентябре. Как сообщил Белый дом, США и России не удалось достичь достаточного уровня прогресса в сотрудничестве в таких сферах как экономика, права человека, развитие гражданского общества и военное регулирование, из-за чего смысла во встрече глав двух государств пока нет. Впрочем, как сообщается в пресс-релизе, Белый дом готов вернуться к теме визита в том случае, если повестка появится.

В качестве альтернативы встречи двух президентов в официальном сообщении был упомянут саммит «2+2» в Вашингтоне при участии министров Сергея Лаврова, Сергея Шойгу, Джона Керри и Чака Хейгела. Встреча глав военных и внешнеполитических ведомств состоялась 9 августа. В ходе нее они обсудили некоторые аспекты отношений двух держав и, по их собственным заявлениям, остались вполне довольны результатами дискуссии. «Если что-то и изменилось, то изменилось скорее в положительную сторону, мы не видим каких-либо угроз», – подытожил в конце саммита Шойгу.

«Палитра» сфер для сотрудничества

Так в каком состоянии находятся американо-российские отношения? Объявленная Бараком Обамой пауза – это возобновление «холодной войны» или же просто необходимый период? Ответить на эти вопросы попытались российские эксперты в рамках пресс-конференции, которая состоялась в пресс-центре РИА «Новости».

«СМИ, как всегда, заостряют внимание только на тех моментах, по которым не удается достичь договоренности, – заявил в ходе дискуссии чрезвычайный и полномочный посол в отставке Дмитрий Рюриков. – Они, безусловно, есть, но палитра российско-американских отношений гораздо шире, чем эти пункты несогласия».

По его словам, между Россией и США существуют масштабные торговые и экономические связи, контакты между людьми, контакты в сфере культуры и искусства, однако их пресса игнорирует, обращая внимание только на скандальные разногласия. При этом сам Рюриков убежден, что никакой трагедии в том, что президент Обама «взял паузу» в отношениях с Россией, нет.

«Пускай он и его коллеги, окружение, администрация и экспертное сообщество поразмыслят над причинами этой ситуации, – пояснил он. – Думаю, что будет очень правильно, если они будут привлекать к консультациям и российских коллег, а если возникает какой-то кризис, то это не только трудности, но и возможности».

Ядерный вопрос

Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев убежден в том, что главной причиной охлаждения отношений между США и Россией стала безынициативность последней.

«США сделали России несколько серьезных предложений, но Россия не очень внимательно подошла к тому, что США предложили, – заявил он. – Кроме того, у России нет конструктивных позиций и предложений».

Это его замечание, по словам эксперта, касается, прежде всего, вопроса о дальнейшем сокращении ядерных вооружений.

«Со стороны США было предложение пойти на дальнейшее сокращение ядерных вооружений, – сказал Евсеев. – В такой постановке вопроса для России это неприемлемо, но эту задачу можно видоизменить, например, предложить пойти на сокращение стратегических ядерных вооружений».

По мнению эксперта, если бы это предложение было сделано, Россию невозможно было бы упрекнуть в излишней жесткости, однако теперь правительству крыть упреки западных партнеров нечем.

Отмену двухсторонней встречи Евсеев посчитал виной обеих сторон.

«У России много претензий к США, и у США есть претензии к России, но если вернуться к оригинальным проблемам, могу сказать одно: в отношении Сирии пауза неуместна, – пояснил он, отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки». – Каждый день гибнут люди, поэтому нельзя делать пауз, нужно искать мирное урегулирование проблемы».

По его словам, президентам нужно было бы сначала найти компромисс по этой «больной» проблеме, а потом уже устраивать «паузы» и «охлаждения». При этом в Вашингтоне Москву не видят как равного партнера, убежден эксперт.

«Пока этого не произойдет, ни о какой устойчивости в двухсторонних отношениях не стоит говорить, – посетовал он. – И до тех пор мы не сможем сотрудничать нигде – ни в Иране, ни в Сирии, ни в Афганистане, нигде, и пока я не вижу с американской стороны желания выстраивать партнерские отношения с Россией».

Тема Сирии

Продолжая сирийскую тему, слово взял руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов ИСКРАН Александр Шумилин. В ходе дискуссии он поднял проблему организации встречи «Женева-2».

«Перспективы созыва “Женевы-2” существуют, но они достаточно призрачны, так как процесс этот все время наталкивается на препятствия, и здесь прогнозировать порой очень сложно», – заявил он.

Эксперт также добавил, что это, по его мнению, является прискорбным фактом, так как, «как бы это ни казалось странным, базовых расхождений с США по Сирии на данном этапе формально у России нет».

«Отсюда и появилась идея созыва “Женевы-2”, – продолжил он. – Это позволяет обеим сторонам взять определенную паузу для разработки уточнения своих позиций и начать согласовывать подходы, а “Женева-2” – это разделение российской и американской стороны по принуждению сторон конфликта к мирному процессу».

Перспективы сотрудничества двух держав по сирийской проблеме являются вполне благоприятными, считает Александр Шумилин: «Уже само по себе такое разделение функций весьма плодотворно, другое дело – как это будет реализовываться. Даже самая горячая точка расхождений в сирийском вопросе, а именно возможная отставка Асада, не столь остра, потому что совпадения присутствуют и здесь».

По словам Шумилина, Вашингтон не так серьезно настаивает на отставке Асада, как, к примеру, лидеры арабских монархий Персидского залива, с российской же стороны неоднократно «посылались сигналы» и Вашингтону, и Ближнему Востоку, что Россия не делает ставок на Асада и что ее задачи заключаются в мирном урегулировании.

Отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки», по теме сирийского конфликта высказался и Дмитрий Рюриков. Он убежден, что главной задачей здесь на данный момент является принятие уважения суверенитета власти.

«Если даже тень лозунга “Долой Асада!” будет присутствовать в разговорах между российскими, американскими и прочими дипломатами, то такие переговоры будут очевидно обречены на провал, так как это абсолютно противоправный подход, – уточнил он. – Если это не будет соблюдаться, то любые переговоры будут бесполезны».

Афганский вопрос

Отдельную проблему взаимоотношений России и США в своем выступлении выделил заведующий сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. По его словам, в них есть сферы, где диалог необходим и возможен, хотя соглашение здесь едва ли может быть достигнуто.

«Это Афганистан, по которому обе страны крайне заинтересованы в нормализации после вывода международных сил содействия безопасности, – сказал он. – Пока никакого нормального сценария развития ситуации не просматривается, а здесь нас могут ожидать общие угрозы, во всяком случае, может статься, что Афганистан вновь превратится в очаг угроз для всех стран региона».

Беседуя с корреспондентом «Голоса Америки», Войтоловский отдельно отметил причину, по его мнению, сложностей в российско-американских отношениях – недостаточный уровень экономического сотрудничества.

«Если посмотреть, например, на отношения США и Китая, то и масштабы инвестиций, и масштабы финансовой взаимозависимости, и масштабы торгового оборота, конечно, несопоставимы с российско-американскими», – констатировал он.

Российско-американское экономическое сотрудничество, по его словам, является вполне благожелательным, однако недостаточно развитым.

«Впервые, когда решался вопрос о вступлении России в ВТО, выступили американские компании, заинтересованные в работе на российском рынке, в качестве лоббистов этого процесса, – вспомнил Войтоловский. – Но в целом отсутствие экономической мотивации ставит крест на очень многих политических аспектах отношений, тормозит развитие диалога по многим вопросам, не связанным с военной безопасностью».

Здесь, убежден эксперт, придется ждать годы, прежде чем сформируются основания для качественно нового диалога.
XS
SM
MD
LG