Линки доступности

Вашингтон и Москва: разногласия и общие интересы на Ближнем Востоке


Подозрительность Москвы мешает сотрудничеству США и России в борьбе с ИГИЛ

США и Россия рассматривают «Исламское государство Ирака и Леванта» как общего врага, однако страны не в состоянии перешагнуть через взаимное недоверие, чтобы вместе противостоять угрозе, заявляют официальные лица в США.

Москва подозревает, что скрытым мотивом США является свержение союзника России, президента Сирии Башара Асада.

Вашингтон не желает рассматривать возможность сотрудничества до тех пор, пока Москва настаивает на том, что авиаудары США должны быть одобрены руководством Сирии и ООН.

Дипломатические усилия по сглаживанию этих разногласий – от переговоров на высшем уровне в ООН, до неформальных контактов в Москве – не увенчались успехом. Однако проблемы в американо-российских отношениях гораздо шире, а в связи с Украиной их уровень опустился до «самой холодной отметки» со времени окончания «холодной войны», говорят американские политики.

«Главное препятствие участию России в кампании против ИГИЛ – московская позиция об обязательном "разрешении сирийского правительства", что для нас неприемлемо», – сказал агентству Reuters высокопоставленный сотрудник администрации США.

«Если в России полагают, что каким-то образом им удастся добиться какого-то сдвига в американской политике – они заблуждаются»,– сказал он.

Хотя Россия не испытывает никаких симпатий к боевикам ИГИЛ, захватившим большие части территории Ирака и Сирии, и теперь – оказавшимся под ударами возглавляемой США коалиции – отношения Москвы с Дамаском усложняют любые переговоры о потенциальной роли России.

Неучастие России в возглавляемой США коалиции по борьбе с ИГИЛ лишает Вашингтон возможности контролировать поток поставляемого Россией оружия в Сирию.

Москва, пытающаяся повысить свое дипломатическое влияние на Ближнем Востоке, остается главным поставщиком вооружений в Сирию, предоставляя Асаду критическую поддержку в течение почти четырехлетней гражданской войны. Россия все это время блокирует попытки Запада наложить на правительство Асада более широкие санкции за использование армии против гражданского населения.

В Вашингтоне, между тем, принято решение поддержать сирийскую вооруженную оппозицию, которая играет центральную роль в наземных операциях в Сирии. Правительство США обвиняет режим Асада в массовых нарушениях прав человека и заявляет, что никогда не будет спрашивать разрешения Башара Асада на проведение воздушных атак.

Хотя все эти факторы делают маловероятным военное сотрудничество США и России в борьбе с ИГИЛ, официальные лица в Америке видят потенциальную сферу общих интересов на другом фронте – поддержка Багдада в его усилиях по возвращению захваченных ИГИЛ территорий Ирака. Однако и там совместные американо-российские операции выглядят маловероятными.

«У США и России совпадают интересы в победе над тем видом насильственного экстремизма, который олицетворяет ИГИЛ», – отмечает неназванный представитель американского госдепартамента.

Чувствительность России по вопросам, касающимся судьбы Асада, фигурировала постоянно в частных беседах между Вашингтоном и Москвой на этой неделе, отмечает официальный представитель администрации США, обладающий прямым доступом к информации о переговорах.

После объявления в августе президентом Обамой авиаударов по целям в ИГИЛ в Ираке, члены его администрации начали посылать Москве сигналы о том, что за Ираком последует Сирия, – говорят представители правительства США. По их словам, госсекретарь Джон Керри передал это сообщение министру иностранных дел России Сергею Лаврову 15 сентября в Париже, в кулуарах конференции по Ираку с участием постоянных членов Совета безопасности ООН, европейских и арабских стран, представителей ЕС и Арабской Лиги. Все они выразили готовность помочь Багдаду. В ходе этой встречи Керри заверил, что атаки США не будут направлены напрямую против Асада и его армии, сообщили Reuters неназванные источники в госдепартаменте. На встрече в ООН в среду – несколько дней спустя после начала воздушных атак в Сирии – Керри и Лавров вновь обсудили конфликт.

«Это ни на что не повлияло», – сказал источник Reuters – на пресс-конференции в ООН в пятницу Лавров подверг сомнению законность военной кампании в Сирии и озвучил послание для США в духе «мы вас предупреждали» о последствиях политики в регионе.

Москва давно предупреждает о потенциальной отдаче в случае предоставления США помощи сирийским повстанцам.

Планы по расширению американского военной подготовки умеренной оппозиции и предоставления вооружения усилили раздражение Москвы.

Однако, несмотря на все эти разногласия, Россия все же выиграет в случае успеха войны США с ИГИЛ, в который вступило множество боевиков из преимущественно мусульманского Северного Кавказа – региона, где боевики осуществляют ежедневное насилие, с целью построения исламского государства. Кровопролитие на Кавказе уходит корнями в две войны, которые Москва вела с чеченскими сепаратистами после распада СССР.

В случае возвращения из Сирии, эти боевики представляют угрозу безопасности для России.

Среди двух десятков фигур и организаций, причисленных госдепартаментом США к международным террористическим группам, и чеченская группировка «Джайш аль-Махажирин уль-Ансар» – и это выгодно Москве.

Однако официальные лица в Вашингтоне говорят, что США не обращались к России с каким-либо запросом о сотрудничестве в борьбе с ИГИЛ, а Россия такой помощи не предлагала. Вместе с тем они отмечают потенциальную важность Москвы в кампаниях на Ближнем Востоке.

«Нет никакого сомнения, что Россия – ключевой игрок в Сирии и Ираке, ее участие неизбежно, с чем бы мы там ни имели дело, хотя еще предстоит увидеть, какую именно роль сыграет Россия», – сказал высокопоставленный сотрудник администрации президента Обамы.

В интервью каналу CBS, которое будет транслироваться вечером в воскресенье 28 сентября, президент Обама подчеркнул, что он сам и руководство спецслужб США недооценили масштаб деятельности экстремистов, подобных “Исламскому государству”, в ослабленной Сирии. Президент признал также, что Вашингтон ошибся в оценке способности иракских военных противостоять экстремистам в одиночку.

XS
SM
MD
LG