Линки доступности

Российские аналитики: «перезагрузка» закончилась, но не провалилась


Барак Обама
Барак Обама

В Вашингтоне обсудили «постперезагрузочное» будущее американо-российских отношений

«“Перезагрузка” закончилась, да здравствует… ». Окончание для этой фразы искали накануне в Вашингтоне, где на конференцию «Россия как глобальная держава», собрались российские и американские специалисты, придерживающиеся разных взглядов на то, как будут выстраиваться «постперезагрузочные» отношения США и России.

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» и председатель президиума Совета по Международной и оборонной политике Федор Лукьянов подчеркнул, что перезагрузка «завершилась, но не провалилась».

«У нас сейчас рабочие отношения», – отмечает Лукьянов, подчеркивая, что уже к 2012 году стало понятно, что политика «перезагрузки» себя исчерпала.

«Сейчас нам нужен совершенно иной подход и программа действий», – подчеркнул известный российский аналитик, отметив, что российско-амеркианским отношениям сейчас серьезно не хватает четкой повестки дня.

По мнению главы нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества, российского политолога Андраника Миграняна, с самого начала «перезагрузки» у нее не было четкой концепции.

«Российское руководство, состоящее из прагматиков, никогда не считало эту политику каким-то особым прорывом в отношениях», – подчеркивает он.

В отличие от Федора Лукьянова Андраник Мигранян считает, что повестка дня в российско-американских отношениях есть. Впрочем, наряду с большими проблемами.

«Вопросы, который нас разделяют, это, во-первых, противоракетная оборона, – подчеркивает политолог, – а, во-вторых, четкая позиция России по поводу того, что ее руководство категорически не приемлет какого-либо вмешательства во внутренние дела страны».

Директор Центра постиндустриальных исследований Владислав Иноземцев отмечает, что перезагрузка, инициированная во время всплеска либеральных инициатив во время президента Дмитрия Медведева, потеряла свою актуальность при Владимире Путине.

Я сейчас для нас не вижу слишком много зон для сотрудничества. То, что чрезвычайно важно для США, не обязательно имеет первостепенную важность для России. Обе страны друг в друге сейчас не особо нуждаются
Владислав Иноземцев, директор Центра постиндустриальных исследований
«”Перезагрузка” закончилась, поскольку она не соответсвует повестке дня Путина», – считает Иноземцев.

«Я сейчас для нас не вижу слишком много зон для сотрудничества. То, что чрезвычайно важно для США, не обязательно имеет первостепенную важность для России, – подчеркивает аналитик. – Обе страны друг в друге сейчас не особо нуждаются».

«Перезагрузка» в зоне паузы

Американские аналитики, в свою очередь, будучи во многом довольны «перезагрузкой», считают, что настало время «сбавить скорость», проанализировать ее результаты и определиться с дальнейшей траекторией движения.

Уэйн Мерри представляет Американский совет по международной политике. Он считает, что «перезагрузка» была большим проектом на высшем уровне, однако нельзя забывать о том продуктивном взаимодействии, которое происходит между российским и американским правительствами в более «тихом» формате ежедневной работы.

«Мы должны взять передышку, “переварить” те большие достижения, которые были сделаны в период “перезагрузки” – новый договор по СНВ, принятие России во Всемирную торговую организацию и так далее», – подчеркивает Мерри.

Мы должны взять передышку, “переварить” те большие достижения, которые были сделаны в период “перезагрузки” – новый договор по СНВ, принятие России во Всемирную торговую организацию и так далее
Уэйн Мерри, аналитик, представитель Американского совета по международной политике
По его мнению, основным препятствием на пути к дальнейшему углублению отношений между США и Россией является «дурная наследственность “холодной войны”».

«Она очень глубоко засела в умах руководства России, и в значительной мере присутствует здесь, в Вашингтоне», – подчеркивает аналитик.

По мнению Уэйна Мерри, корень этой проблемы во многом состоит в том, что на фоне напряженной политической деятельности между США и Россией
существует слишком небольшой объем коммерческой деятельности, которая, по словам аналитика, могла бы служить своеобразным балансирующим фактором в отношениях двух стран.

Другую причину «кончины перезагрузки» приводит аналитик Американского института предпринимательства Леон Арон. По его мнению, « “перезагрузка” мертва, потому что обе страны достигли лимита компромиссности, пересекая который они ставят под удар свои принципы».

По мнению Арона, обе страны в последнее время становятся все менее терпимы к геостратегическим повесткам дня друг друга.

Исполнительный директор Центра национальных интересов Пол Сандерс поддержал тезис о том, что США и Россия думают друг о друге «в рамках образов “холодной войны”, а также подчеркнул, что «Россия проводит в мыслях о США больше времени, чем США – в мыслях о России».

«В определенной степени рукотворными» назвал проблемы во взаимоттношениях России и США Сэмюэл Чарап, представляющий Международный институт стратегических исследований в Вашингтоне.

«У США нет выбора, – заявил аналитик. – Мы должны совместно с Россией решать целый ряд вопросов, нравится нам это или нет».
  • 16x9 Image

    Юлия Савченко

    Журналист-международник cо стажем работы в России, Центральной Азии, Великобритании и США. На Русской службе "Голоса Америки" - с 2010 года. Освещает темы политики, международных отношений, экономики, культуры. Автор и ведущая программы «Настоящее время. Итоги»

XS
SM
MD
LG