Линки доступности

Эксперт Freedom House: «Путин больше не рассчитывает на поддержку среднего класса»


Владимир Путин
Владимир Путин

Роберт Орттунг о парадоксах власти Владимира Путина

В ежегодном докладе Freedom House за 2013 год о правах и свободах в различных странах мира ситуация России оценивается пятью с половиной баллами. РФ характеризуется как «несвободная» страна. В разделе, посвященном соблюдению гражданских прав, Россия получила пять баллов, в разделе о политических правах – шесть.

Для сравнения: Ливия получила в этом году более высокую оценку, чем прежде: 4,5 балла и определение «частично свободной» страны; Украина – также «частично свободна» с оценкой в 3,5 балла: гражданские свободы там были оценены тремя баллами, а политические – четырьмя.

Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с профессором Робертом Орттунгом – ведущим экспертом Freedom House по РФ и автором раздела о России в докладе.

В докладе, в частности, указывается, что «Россия не является представительной демократией». На просьбу пояснить: чем же является Россия, Орттунг ответил: «Мне трудно дать позитивное определение – но это ни коем случае не демократия, даже не так называемая "управляемая демократия". После того, как на думских выборах 2011 года "Единая Россия" получила менее половины голосов, Путин понял, что если выборы будут отражать мнение народа, то можно и проиграть. И решил изменить систему выборов. Формально выборы как бы есть, но их нельзя назвать свободными и честными».

Профессор Орттунг говорит, что президент РФ Владимир Путин в некотором смысле оказался в парадоксальном положении.

С одной стороны, в его руках сосредоточена власть в стране, но с другой – у нее есть много ограничений. При нынешней обстановке в стране, он не может просто взять и покинуть свой пост, потому что наверняка найдется кто-то, кто потребует его арестовать. Путин боится, он попросту застрял в этой ситуации. Он не может изменить систему, хотя иногда и способен выступить против конкретных представителей власти, вроде министра обороны. Но в целом все эти антикоррупционные меры – не более, чем шоу
Роберт Орттунг, профессор, ведущий эксперт Freedom House по РФ и автором раздела о России в докладе
«С одной стороны, в его руках сосредоточена власть в стране, но с другой – у нее есть много ограничений. – отмечает Орттунг – При нынешней обстановке в стране, он не может просто взять и покинуть свой пост, потому что наверняка найдется кто-то, кто потребует его арестовать. Путин боится, он попросту застрял в этой ситуации. Он не может изменить систему, хотя иногда и способен выступить против конкретных представителей власти, вроде министра обороны. Но в целом все эти антикоррупционные меры – не более, чем шоу...».

По словам эксперта, снижение рейтингов российского лидера это «естественный результат слишком долгого пребывания у власти»: «Думаю, Путин в полной мере осознал, что теряет поддержку среднего класса, и судя по его риторике, и не пытается ее вернуть, сосредоточившись на более провинциальной, националистически настроенной публике, на которую действуют антиамериканские лозунги».

Орттунг признает, что многих представителей среднего класса в России нынешняя система вполне устраивает, и они ставят ему в заслугу стабилизацию обстановки в стране: «Можно спорить о преимуществах и недостатках сырьевой экономики, но когда наступил кризис 2008-го года благодаря "нефтяным" деньгам, у российского правительства был значительный денежный запас – так что Кремль принимает и очень разумные решения. Но в целом, есть ощущение, что средний класс заинтересован больше влиять на политические решения».

Орттунг подчеркивает, что несмотря на то, что на данном этапе нет ощущения, что в стране существует хорошо скоординированное оппозиционное движение – во многом благодаря попыткам властей «задавить» протест – в России постепенно формируется активное гражданское общество.

«Не думаю, что было бы реалистично прогнозировать, что серьезные политические перемены произойдут через год-два – скорее их придется ждать 10-20 лет. – говорит Орттунг. – Но Путина очень беспокоит оппозиция. После начала его нового президентского срока были приняты новые репрессивные меры в отношении НКО, демонстрантов. При этом, идеи оппозиционеров начинают находить отклик в обществе. На сегодняшний день президент силен, а оппозиция слаба – но активисты сегодня имеют больше возможностей обмена идеями. У российского гражданского общества есть серьезный потенциал, его мощь растет, хотя этот процесс мало заметен со стороны».

Говоря о том, как будут складываться отношения новой администрации президента Барака Обамы с Москвой, профессор Орттунг предположил, что они будут достаточно напряженными, хотя прагматизм и интересы по-прежнему будут иметь решающее значение.

«Наши возможности влиять на положение прав человека в России ограничены. Шаги, вроде "закона Магнитского", без сомнения, имеют вес – не зря он вызвал настолько эмоциональную реакцию путинского режима. Но российским чиновникам хочется поддерживать нормальные деловые отношения с Западом, ездить на форум в Давос, считаться легитимным игроком. А Соединенным Штатам понадобиться помощь России в процессе вывода войск из Афганистана. Будут попытки сотрудничать в сферах совместных интересов. Однако решение России наложить запрет на усыновления детей американскими гражданами, требование, чтобы НКО, получающие финансовую помощь из-за рубежа, регистрировались, как “иностранные агенты” - это все ограничит контакты между россиянами и американцами», – резюмирует Роберт Орттунг.
XS
SM
MD
LG