Линки доступности

Людмила Алексеева: эти законы приняты, чтобы задушить гражданское общество


Людмила Алексеева
Людмила Алексеева

Председатель Московской Хельсинкской группы о последних инициативах Госдумы

Ситуация с правами и свободами в России в последнее время значительно ухудшилась, считает председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева. Об этом она заявила в среду 16 января в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки», комментируя ежегодный доклад Freedom in the World-2013, распространенный накануне американской правозащитной организацией Freedom House.

Создавшуюся в стране обстановку глава МХГ объясняет принятием ряда законов, одобренных Государственной Думой и подписанных президентом Путиным. Правда, по словам Людмилы Алексеевой, эти законы еще не действуют в полную силу.

Виктор Васильев: Людмила Михайловна, насколько, по-вашему, объективно заключение Freedom House относительно ухудшения положения с правами человека в России?

Людмила Алексеева: Это соответствует действительности. Обстановка в стране резко ухудшилась. Новая Дума, по поводу объективности выборов которой были такие бурные протесты (мы считаем, что большинство «Единой России» в Думе приобретено в результате махинаций), с приходом к власти Путина и, по-видимому, с его подачи, во всяком случае, с согласия его администрации, поскольку он все законы подписывал, издала целый ворох законов. И практически все они резко ограничивают наши гражданские и социальные права очень серьезно.

Покамест большинство этих законов (так как они недавно приняты) еще не дали нам почувствовать в полной в мере, как они будут влиять на нашу жизнь. Но созданы они не просто для того, чтобы уменьшить гражданскую активность в России, а чтобы задушить гражданское общество и какую бы то ни было общественную активность граждан
Людмила Алексеева, правозащитник, председатель Московской Хельсинкской группы
Покамест большинство этих законов (так как они недавно приняты) еще не дали нам почувствовать в полной в мере, как они будут влиять на нашу жизнь. Но созданы они не просто для того, чтобы уменьшить гражданскую активность в России, а чтобы задушить гражданское общество и какую бы то ни было общественную активность граждан.

В.В.: Безысходная картина.

Л.А.: Общество этому сопротивляется. По закону о некоммерческих организациях, которые получали грантовую поддержку из-за рубежа, от них (НКО) потребовали, чтобы они зарегистрировались как иностранные агенты. 20 ноября истек срок этой регистрации. По всей стране, насколько мне известно, зарегистрировалась одна организация из Мари Эл. Потому что мы не считаем себя иностранными агентами. Я почти полвека занимаюсь правозащитной работой еще со времен советской власти. По-моему, это первый раз, когда мы проявили гражданское неповиновение закону, будучи убежденными, что он неконституционный, нарушает все наши общественные и международные договоры по поводу прав человека. И вообще он противоречит всем нормам права и даже здравого смысла.

То же самое можно сказать о законах о митингах и гомофобии. Последний (закон – В.В.), правда, принимают региональные законодательные собрания). Верно это и в отношении большинства других законов. И закона, который стесняет свободу в Интернете, и закона о гостайне, согласно которому любого человека, пообщавшегося с иностранцем (ну вот, как меня сейчас, говорящую с русским, но из «Голоса Америки»), можно объявить человеком, нанесшим ущерб интересам России, и привлечь к уголовной ответственности. Так вот: пока этим законам никто не подчиняется.

В.В.: Вы сейчас говорите о том, что затрагивает в первую очередь правозащитников.

Л.А.: Есть законы, которые касаются буквально всех граждан. Во-первых, очень ужесточаются правила для автомобилистов. Заоблачно повышаются штрафы, которые не идут ни в какое сравнение с нашими зарплатами. Или вот последний законопроект, который еще не принят Думой, но, поскольку он внесен лично президентом Путиным, наверняка будет одобрен при поддержке «Единой России». Это законопроект, устрожающий правила проживания без регистрации и возвращающий нас к временам советской прописки, причем с гораздо более тяжелыми наказаниями за их нарушение – в смысле огромных размеров штрафов. Там даже предусмотрена уголовная ответственность в определенных случаях. Это касается буквально всех граждан России – потому что, скажем, если человек не может найти работу в своем городе и захочет переехать в другой, то он столкнется с очень большими проблемами. Это скажется на мобильности нашего населения и на положении экономики.

В.В.: Чем, на ваш взгляд, продиктованы последние законодательные инициативы и к чему они могут привести?

Л.А.: Все (упомянутые) законы принимаются совершенно без оглядки на их экономические и политические последствия. Главная и единственная задача при этом – унизить гражданское общество, вернуть всю власть чиновникам. Есть и проекты законов, которые сейчас обсуждаются и, очевидно, будут приняты «Единой Россией», потому что принимается (в Госдуме) все, что уменьшает наши права. Имею в виду законопроект об отмене общественных слушаний в городах по поводу ведения застройки, перепрофилировки парков, лесных массивов и так далее. Чтобы и здесь граждане не имели права голоса. В Москве уже запрещены даже одиночные пикеты, которые по нашему очень жесткому закону о митингах прежде все-таки были разрешены без уведомления. Я могу перечислять до бесконечности. Не говорю уже о законе, запрещающем усыновление российских сирот американскими гражданами, который получил в народе название «закон подлецов».
XS
SM
MD
LG