Линки доступности

Директор Музея шпионажа – о шпионском скандале


Питер Эрнст – исполнительный директор музея шпионажа в Вашингтоне согласился ответить на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Ульяна Сапронова: Означает ли недавний шпионский скандал, что Россия использует те же методы против США, что она использовала в советское время?


Питер Эрнст: В данном случае речь идет о «неконтактном» способе связи, и как сообщает ФБР: они использовали тайники, скользящие контакты, пароли – словом, весь набор классического «шпионского ремесла». Для связи применялись компьютеры, которые работали через местную беспроводную сеть, – от одного компьютера к другому, они также использовали технику «стеганографии» – обмен информации, при помощи размещения на вэбсайтах имидж-послания. Так что, была использована и новейшая технология.

У.С.: Для чего России нужна эта шпионская сеть, если в наше время всю информацию можно получить открыто?

П.Э.: На мой взгляд, это дело весьма неоднозначное. Прежде всего, все эти люди нелегалы: либо они находились в стране под чужими именами, либо были в «подполье», не докладывая властям, что они российские агенты: только за одно это им грозит до 5 лет тюрьмы. Но если мы обратимся к трафику связи – с указаниями из штаб-квартиры СВР в Москве с заданием «добыть» информацию об американской политике. Это мне кажется странным. В своих разговорах они признавались друг к другу, что их легенды недостаточно надежны для прохождения серьезной проверки биографии (со стороны ФБР – VOA). Именно по этой причине они не смогли получить работу в государственных учреждениях США. Поэтому им пришлось заняться, как я это называю, «светской хроникой», сплетнями, разговорами и беседами, возможно, с лоббистами и людьми, работающими на Капитолийском холме – от этих людей можно получить лучшую информацию, чем от чтения газет. Судя по отчету ФБР, я не вижу никаких свидетельств о ценной информации, которую они получили.

У.С.: В чем причина того, почему «кроты» были сосредоточены в Нью-Йорке или, во всяком случае, не в столице США?

П.Э.: Я обратил внимание, что один из них переехал в Арлингтон, пригород Вашингтона, где находится множество государственных ведомств. Да, Нью-Йорк – важный информационный центр, здесь находятся штаб-квартиры множества компаний. Но в этом смысле, я согласен с вами относительно Вашингтона. Действительно, если вас интересует информация о политике, то Вашингтон – более подходящее место. Однако, вспомним эпоху «холодной войны». Агенты-нелегалы – зачастую находились на положении «спящих» в подполье с тем, чтобы впоследствии их активизировать. Им не обязательно было жить в центре Вашингтоне. Но нынешний случай – необычный: их арестовали одновременно, эти аресты последовали вскоре после визита Медведева. Выбрано специфическое время.

У.С.: Как вы думаете, случайно ли совпала эта «шпионская история» с недавним визитом президента России Дмитрия Медведева?

П.Э.: Понятия не имею. Обычно, когда речь идет о государственном визите такого уровня, это делается заранее, порой даты визита меняются. Если ФБР само вам не скажет, почему решение арестовать этих людей было принято в определенное воскресенье, вы этого никогда не узнаете. Порой, арест связан с какой-то конкретной акцией шпиона, когда имеются доказательства в шпионаже, и они могут открыть дело. Несомненно, ФБР занималось этой сетью на протяжении длительного времени. Но я не могу знать, почему аресты были произведены в воскресенье.

У.С.: По вашему мнению, все эти люди граждане РФ или США? Возможно, ли будет установить их подлинное гражданство?

П.Э.: Судя по всему, речь идет о том и другом. Кое-кто использовал собственное имя, но я не знаю, они граждане США или россияне, действующие под чужими именами. Это дело вызывает много вопросов. Кто эти люди? Их называют российскими агентами, одно сообщение называет шпионами. Мы таких видели, они прибывали к нам тайно: вспомним полковника Рудольфа Абеля – на протяжении многих лет он работал фотографом в Нью-Йорке и шпионом. Что касается их «настоящих» имен, то, возможно, эта информация «всплывет» по мере расследования.

У.С.: Смогли бы вы сравнить этот скандал со шпионскими историями времен «холодной войны»?

П.Э.: Было временя, когда мы изгнали ряд советских агентов в начале 1980-х годов. Этот случай раскрыл агент Фарвелл (Farewell) (о нем в 2009 году вышел фильм Эмира Кустурицы), который разоблачил для Запада масштабную операцию КГБ, проводимую для сбора научной информации, связанной с информационными технологиями. Когда эта информация стала доступной, некоторые правительства, включая американское, выслали большое число офицеров КГБ и провели ряд арестов. Это единственный случай, который приходит на ум, когда произошло такое большое количество арестов шпионов.

Другие материалы по теме читайте здесь

XS
SM
MD
LG