Линки доступности

Дело о незаконном экспорте технологий в РФ оказалось «сложным»


Здание федерального суда Восточного округа Нью-Йорка
Здание федерального суда Восточного округа Нью-Йорка

Адвокат: на весь процесс до вынесения приговора «запросто» может уйти около двух лет

На состоявшихся в понедельник утром в федеральном суде Восточного округа Нью-Йорка, слушаниях по делу о незаконном экспорте высокотехнологичной электроники в Россию судья Стерлинг Джонсон присвоил этому делу статус «повышенной сложности». Он отметил, что многие документы, в том числе стенограммы записанных американскими правоохранительными органами телефонных разговоров – на русском языке, и их перевод на английский потребует определенного времени.

По мнению нью-йоркского адвоката Аркадия Буха, представляющего интересы одной из обвиняемых – Виктории Клебановой, присвоение этому делу статуса «повышенной сложности» означает, что на весь процесс до вынесения приговора может уйти около двух лет. Об этом адвокат сообщил журналистам после продолжавшихся несколько минут слушаний, во время которых его клиент отказалась признать себя виновной.

Перед судом в понедельник предстали ещё трое фигурантов этого дела – глава хьюстонской компании Arc Electronics Александр Фишенко, и ее сотрудницы Анастасия Дятлова и гражданка Азербайджана Севинь Тагиева. Все они были доставлены в зал суда в наручниках, однако обвинение официально было предъявлено лишь Клебановой. У остальных не оказалось адвокатов. Как ожидается, обвинения им будут предъявлены позднее в понедельник, после того, как суд назначит им бесплатных защитников.

Еще один фигурант этого дела, арестованный в Хьюстоне гражданин России Александр Пособилов, по сообщению судебных источников, оспорил свою экстрадицию из Техаса и поэтому до сих пор не доставлен в Нью-Йорк. По мнению адвоката Буха, не представляющего интересы Пособилова, выдвигая возражения против экстрадиции из одного штата в другой можно лишь отсрочить эту процедуру, но не предотвратить ее.

Говоря о своей подзащитной, Бух сообщил, что во время следующих слушаний, назначенных на 9 ноября, он намерен добиваться освобождения Клебановой под залог. Правда, по словам адвоката, прокуратура «достаточно жестко» возражает против такого шага и будет настаивать на содержании ее под стражей. Ранее суд в Хьюстоне не отпустил Клебанову и еще троих обвиняемых, имеющих российское гражданство, под залог, сославшись на высокий риск того, что они могут скрыться за пределы США.

Аркадий Бух
Аркадий Бух


Прокуратура называет Фишенко, Пособилова и Клебанову «организаторами преступной схемы» незаконного экспорта в Россию микроэлектроники двойного назначения.

В то же время, суд в Хьюстоне согласился освободить под залог двух других фигурантов этого дела – Светалину Загон и Людмилу Багдикян, имеющих гражданство США выходцев из Украины и Азербайджана соответственно. Обе они предстали перед судом в в Бруклине на прошлой неделе, где судья Джонсон согласился не изменять меру пресечения в их отношении и оставил их на свободе.

ФБР сообщило о задержании восьми человек по подозрению в передаче технологий двойного назначения России 3 октября. Всего по делу проходят 11 человек, трое из которых находятся в розыске. По данным прокуратуры, группа под руководством главы хьюстонской компании Arc Electronics 46-летнего Александра Фишенко поставляла микроэлектронику Министерству обороны и спецслужбам России. Четверо из восьми арестованных – Фишенко, Пособилов, Клебанова и Дятлова – имеют двойное гражданство США и РФ. МИД России пообещал им консульскую поддержку, и в понедельник на заседании суда присутствовал сотрудник консульства РФ в Нью-Йорке.

Клебанова – «девушка Джеймса Бонда»?

Аркадий Бух также сообщил о намерении представить на следующих слушаниях петицию с требованием к суду и прокуратуре не называть Клебанову «девушкой Джеймса Бонда». По его словам, пока такое определение фигурировало лишь «в разговорах с прокуратурой и с агентами, но, обычно, если подобные заявления где-то проскальзывают, они позднее обнаруживаются в различных документах, и я предполагаю, что эта фраза начнет всплывать» в процессе подготовки к процессу.

«Мы также намерены требовать исключения любых упоминаний о шпионаже в отношении нашей клиентки», – добавил адвокат.

По словам Буха, в настоящее время Клебанова и ее подельники содержатся в «новой, красивой, чистенькой тюрьме в Бруклине». «Она содержится в обычном режиме и отношение к нашей клиентке достаточно хорошее, – сообщил защитник. – Питание, по сравнению с другими тюрьмами, нормальное. Публика культурная, интеллигентная, я бы сказал, – масса банкиров, врачей, адвокатов. Короче, цвет общества – ни в какое сравнение с техасской тюрьмой не идет, где большинство населения тюрьмы составляли латиноамериканские нарко-гангстеры. Здесь намного приятнее обстановка».

По словам Буха, сторона обвинения предложила фигурантам дела о незаконном экспорте высоких технологий в Россию признать себя виновными в обмен на более короткие сроки. «Прокуратура предложила около 150 месяцев для господина Фишенко, – сообщил адвокат. – Пособилову было предложено на пару лет меньше и моей клиентке – госпоже Клебановой – они предложили что-то в районе 78 месяцев».

«Практика показывает, что если подобные предложения не принимаются сразу, обвинение начинает добавлять новые статьи», – добавил Бух.

Отвечая на вопрос, намерен ли он советовать Клебановой принять предложение прокуратуры, Бух заметил, что он, как всегда, исходит из интересов своего клиента. «Мы хотим понять, какими доказательствами располагает прокуратура, насколько это сильные доказательства, – пояснил защитник. – Если доказательства окажутся достаточно вескими, вероятно, мы сможем согласиться принять условия прокуратуры. Если доказательства окажутся слабыми или их вообще не окажется – мы пойдем на суд присяжных».
XS
SM
MD
LG