Линки доступности

После Лиссабона вопрос о ПРО не разделяет, а объединяет НАТО


Слева направо: генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, посол США в НАТО Иво Даалдер и министр обороны США Роберт Гейтс. Архивное фото.
Слева направо: генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, посол США в НАТО Иво Даалдер и министр обороны США Роберт Гейтс. Архивное фото.

«До самого конца не было понятно, увенчается ли встреча в Лиссабоне успехом по всем вопросам», – заявил в понедельник посол США в НАТО Иво Даалдер, выступая в Институте Брукингса в Вашингтоне сразу по возвращении с Лиссабонского саммита НАТО.

Как уже сообщалось, на встрече руководителей стран НАТО в Лиссабоне впервые после российско-грузинской войны 2008 года состоялось заседание Совета НАТО-Россия, прошли важные консультации союзников по Североатлантическому союзу, в том числе - и по Афганистану.

«По многим вопросам мы продолжали переговоры в течение всей прошлой недели», – сообщил Иво Даалдер. И в частности, по его словам, «не было ясно, как президент Медведев поведет себя в отношении сотрудничества с альянсом до тех пор, пока мы не прибыли в Лиссабон».

«Мы не знали, примет ли президент Медведев обязательства по сотрудничеству в области ПРО, – сказал Иво Даалдер. – Хотя у нас и было готов письменное заявление, но никогда не знаешь, чем все закончится, пока не окажешься на месте».

«Нам следовало понять, каким путем мы пойдем, чтобы преодолеть различия внутри НАТО, а также между альянсом и другими участниками», – сообщил американский посол в Североатлантическом альянсе. «И не было предопределено, что в Лиссабоне мы сможем решить все нерешенные вопросы», – заявил он.

Посол Даалдер сказал, что на протяжении последних 22 месяцев США пытались вернуть жизнь в НАТО и сделать его соответствующим проблемам и угрозам 21 века и, прежде всего, по таким направлениям как достижение успеха в Афганистане и «перезагрузка» отношений с Россией. «В Лиссабоне нам удалось всего этого достигнуть, – заявил он. – Мы подключили 49 стран к стратегии достижения успеха в Афганистане и провели «перезагрузку» отношений с Россией».

В отношении России альянс разделялся на тех, кто считал, что с Россией нужно вести переговоры, и тех, кто думал, что нужно действовать против России – особенно после событий в Грузии 2008 года, сообщил Иво Даалдер. «Внутри НАТО развернулись большие дебаты по этому вопросу», – отметил американский посол.

«Были большие споры по поводу противоракетной обороны между теми, кто считал, что размещение элементов ПРО в Европе может ухудшить отношения с Россией, и теми, кто опасался растущей угрозы из региона Ближнего Востока, – сказал он. – Одни хотели иметь ПРО прямо сейчас. Другие – только если Россия даст согласие. И говорили, что «перезагрузка» отношений с Россией более важна, чем вопросы противоракетной обороны».

Это были ключевые разногласия между странами НАТО накануне Лиссабона, указал посол США.

Говоря о перспективах ратификации Договора с Россией о Дальнейшем сокращении стратегических вооружений (СНВ) Иво Даалдер напомнил, что «лидеры стран НАТО публично и в частных беседах говорили о важности ратификации договора о СНВ с Россией».

«Ратификация этого договора важна для безопасности не только США, но и для наших союзников. И многие союзники говорили об этом публично, чтобы подчеркнуть значимость этого вопроса», – отметил он. Среди них были страны-соседи России – Литва и Латвия, подчеркнул посол США в НАТО.

Для продолжения сотрудничества по тактическому ядерному оружию следует ратифицировать договор по СНВ с Россией, заявил Иво Даалдер.

«Мы обеспокоены дисбалансом в тактических ядерных вооружениях и хотим заниматься этой проблемой, и хотим начать следующий раунд переговоров. Но сначала нам нужно ратифицировать СНВ», – отметил Даалдер. По его оценке, «в Лиссабоне было опровергнуто представление о том, что договор СНВ заморозит развитие противоракетной обороны США»,

«Эта администрация США решила развивать противоракетную оборону, несмотря на опасения, что это может испортить отношения с Россией, и будет делать это без каких либо ограничений, – подчеркнул он. – Вопрос о ПРО отныне объединяет наших союзников, а не разделяет, как это было до недавнего времени. И поэтому на Капитолийском холме следует очень внимательно посмотреть на результаты Лиссабонского саммита НАТО».

XS
SM
MD
LG