Линки доступности

Кризис в США: насколько он важен для России?


В Америке все чаще звучит слово «дефолт». В России его хорошо помнят после 1998 года

На Капитолийском холме идут затяжные позиционные бои между республиканцами и демократами. Речь идет о том, каким будет бюджет, и отменять или не отменять реформу здравоохранения. Остается всего несколько дней до 17 октября – дня, когда Соединенные Штаты должны или провести регулярные оплаты по международным кредитам, или объявить дефолт, чего в истории США еще не случалось. Чтобы избежать подобного прецедента, Конгресс должен разрешить повысить лимит государственного долга. Агентство «Блумберг» уже предсказало крах мировой экономики, если США не разберутся с госдолгом.

О причинах и возможных последствиях дефолта много говорят и пишут. Среди многочисленных аспектов этой проблемы есть, однако, один, волнующий очень многих. Дефолт – слово, увы, хорошо знакомое россиянам. В 1998 году дефолт пережила Россия, и россиянам хорошо запомнилось, что это, среди прочего – обвал национальной валюты. Тогда курс рубля по отношению к доллару менялся стремительно – и не в пользу рубля. А сегодня в мире начинают с подозрением смотреть на доллар – одну из главных мировых валют, в которую жители самых разных стран часто обращали свои сбережения. Люди задаются вопросом: «А не стоит ли нам поменять доллары на…?». Многоточие можно заполнить по-разному: евро или те же самые рубли. Впрочем, генеральный директор российского Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков считает, что времена массового вложения в доллар в России уже прошли.

«Есть такая традиция у российских граждан, – констатирует Четвериков, – они рассматривают доллар как средство инвестиций. Это присутствует, но, во-первых, появился альтернативный инструмент для инвестиций – это евро, который появился уже давно и тоже пользуется спросом на российском рынке. Кроме того, вложения в доллары не являются сегодня основным способом зарабатывания россиян. Это – побочный инструмент зарабатывания денег. Поэтому сегодня серьезно никто не инвестирует в доллар».

Четвериков предположил также, что даже в случае развития американских событий по наихудшему сценарию, это вряд ли серьезно отразится на экономике России. Директор российского Национального рейтингового агентства полагает, что сегодня российская экономика достаточно управляема; Россия готова к разного рода негативным сценариям – как внутренним, так и внешним – и может управлять ситуацией. По мнению российского эксперта, и в США ситуация далека от необратимо плачевной. «Сегодня, – считает он, – много профессиональных решений и специалистов в Министерстве финансов Соединенных Штатов для того, чтобы принять правильное решение по выходу из кризиса. Никто не заинтересован в том, чтобы он и дальше развивался по негативному сценарию, потому что не так далеко еще ушел 2008 год, и мы хорошо помним, чем это закончилось для мировой экономики… Сейчас ситуация иная – она более управляемая».

Многие американские эксперты, рассуждая о политическом и возможном финансовом кризисе в США, также демонстрируют оптимизм. Но едва ли могут сказать со всей определенностью, что конгрессмены договорятся. Да и сами конгрессмены не берутся делать однозначных прогнозов.

«Я думаю, что опасения по поводу кризиса основаны больше на политических реалиях, чем экономических. В самый последний момент мы примем правильное решение, и дефолта не будет, – полагает американский экономист Джеффри Соммерс. – В арсенале у президента есть несколько способов по предотвращению кризиса… Президент имеет право использовать 14-ю поправку к Конституции, с помощью которой можно остановить действия Конгресса, приводящие к подобному кризису в финансовой сфере. Так что способы предотвратить коллапс существуют».

Напоминанием о том, к чему могут привести политические распри, сегодня остаются частично закрытые в США государственные учреждения и сотни тысяч госслужащих, отправленных в вынужденные отпуска. Остальные, за исключением военных, продолжают выходить на работу, не получая жалованья.
XS
SM
MD
LG