Линки доступности

В Москве и Вашингтоне заговорили о «холодной войне 2.0» и «Карибском кризисе»


Эксперты в США полагают, что у нового противостояния России и Запада есть тревожащие особенности

Руководители силовых структур России заговорили о наивысшей степени противостояния с Западом со времен распада СССР. Выступая на ежегодной Международной конференции по безопасности, начавшейся в среду в Москве, руководители российского силового блока построили свои выступления на критике США и предостережениях о возможности открытого конфликта России и Запада.

Министр обороны России Сергей Шойгу прямо обвинил США в подрыве международной безопасности через развитие противоракетной обороны: «Сегодня ни у кого нет сомнений, что американская ПРО – это серьезный дестабилизирующий фактор, стимул для гонки вооружений, грубое нарушение международных обязательств, в том числе договора по ликвидации ракет среднего и малого радиуса действия».

НАТО, по словам Шойгу, «стремится нарастить и модернизировать инфраструктуру у российских границ, при этом в общественном мнении формируется миф о возрастающей для Европы опасности», а учения и тренировки альянса, как заявил министр, «носят явную антироссийскую направленность».

«Боевой потенциал наших вооруженных сил будет поддерживаться на уровне, гарантированно обеспечивающем военную безопасность России и ее союзников», – заявил Шойгу, не пояснив, о каких союзниках идет речь.

Гораздо более жесткие выражения использовал глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин: «Борьба с несуществующей так называемой «российской угрозой» стала настоящей «идеей фикс» политики Вашингтона. Она достигла таких размеров и приобрела такие нелепые черты, что впору говорить о возвращении мрачных времен «холодной войны».

Нарышкин, с одной стороны, назвал США и их союзников «ретроградами, которые стремятся остановить или хотя бы затормозить объективную трансформацию глобального мироустройства», а с другой стороны, посетовал на то, что «под предлогом торжества свободы по всему миру происходит насильственное размывание традиционных ценностей, таких как религия, нация, семья и даже половая принадлежность».

Как отделить здоровые «традиционные ценности» от нездорового «ретроградства», шеф российских разведчиков пояснять не стал. Зато заявил, что «охваченный страхом перед переменами, Запад готов возводить вокруг себя новый железный занавес», и призвал «не доводить дело до нового «Карибского кризиса».

Строуб Тэлбот: новая «холодная война» уже посерьезней старой

Бывший заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт, занимавшийся вопросами России и постсоветского пространства в администрации Билла Клинтона, в своем выступлении в Институте Брукингса в Вашингтоне заявил, что «мы уже находимся глубоко в том, что можно называть «холодная война 2.0», и конца ей не видно».

Тэлботт подчеркнул, что в сфере идеологии и геополитики старая и новая «холодные войны» схожи – Россия, по его мнению, уже более десяти лет назад вернулась к автократической системе управления в стране, а также к ведению «войны иными средствами» для того, чтобы ослабить западные демократии.

Но отличия нынешней конфронтации от «холодной войны 1.0», говорит дипломат, делают ситуацию гораздо более серьезной: «В этот раз, в отличие от прежнего, нет никаких усилий по предотвращению возможности “горячей войны”. Более всего беспокоит то, что мы видим с обеих сторон, прежде всего с российской: подстегивание гонки вооружений. Но мы не видим ничего в сфере контроля над вооружениями. Мы очень нуждаемся в обновлении существующих договоров и появлении новых, регулирующих киберсферу, но ничего этого не происходит».

«Путин сейчас находится в положении, от которого он испытывает большое самодовольство, и это очень опасно, поскольку ему уже сошло с рук столь многое, что он может попытаться предпринять без последствий для себя нечто еще большее», –предостерегает Строуб Тэлботт.

Анджела Стент: любая ситуация может вызвать напряженность, ведущую к конфликту

Директор Центра изучения России, Евразии и Восточной Европы Джорджтаунского университета Анжела Стент, отвечая на вопрос Русской службы «Голоса Америки» о возможности перерастания «холодной войны 2.0» в реальный вооруженный конфликт России и Запада, выразила уверенность, что «конечно, термоядерной войны не будет, но любая ситуация может накалиться в результате различных событий, как, например, в Сирии, где в этом году мы видели столкновение российских наемников с силами США, в котором погибли россияне».

«Подобные события могут вызвать эскалацию напряженности, но мы помним, что в той ситуации в Сирии обе стороны попытались, наоборот, эту напряженность снизить. Тем не менее, что-то похожее может случится и в Украине, и в регионе Балтики, так как там, как мы знаем, продолжаются полеты российских военных самолетов. Но что-то мне говорит, что обе стороны не дойдут до этой точки» считает Анджела Стент.

При этом известный политолог полагает, что Владимир Путин продолжит консолидировать свою власть и ресурсы в течение своего очередного срока у власти, однако будет добиваться какой-либо сделки или выгодного ему предложения со стороны Запада.

Одним из важных моментов нынешней ситуации Анджела Стент считает то, что Путин на самом деле не находится в изоляции: «Путину не нужны союзники, они ему даже мешают – он же всегда говорит об абсолютном суверенитете, – но ему нужны партнеры. У него есть Евроазиатский экономический союз, ОДКБ, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, то есть все те организации, которые относятся к России по-партнерски. И ему не нужен новый «Варшавский договор».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG