Линки доступности

Оборонный бюджет США на 2020 год: что планирует Вашингтон в отношении России?


Закон об оборонном бюджете США отражает жесткую политику Конгресса по отношению к России, однако выбор приоритетов остается за президентской администрацией

Президент США Дональд Трамп подписал ночью в пятницу, 20 декабря, закон об оборонном бюджете США на 2020 год (NDAA), который ранее был одобрен в обеих палатах Конгресса при сильной двухпартийной поддержке. Закон, определяющий расходы Министерства обороны и устанавливающий оборонную политику страны на следующий год, получил поддержку 86 сенаторов и 377 членов Палаты представителей. Оборонный бюджет США на 2020 год вырос по сравнению с прошлым годом на 20%, достигнув 738 млрд долларов.

Так как NDAA является одним из немногих законопроектов, принимающих статус закона каждый год для обеспечения военной готовности США, он используется законодателями как инструмент для финансирования расходов, не имеющих прямого отношения к обороне. Так, в этом году в качестве приложений прошли такие инициативы, как оплачиваемый 12-недельный родительский отпуск для федеральных служащих, и наложение санкций на российский газопровод «Северный поток-2».

Среди ряда оборонных мер, закон о военном бюджете США на 2020 г. увеличивает финансирование для обеспечения европейской безопасности и противостояния потенциальной российской агрессии. Так, предусматривается выделение 734 млн долларов в рамках Европейской оборонной инициативы, продлеваются программы по оказанию помощи Украине в сфере безопасности. Так, расходы на цели повышения обороноспособности Украины, включая поставки Киеву летального оружия и усиление береговой охраны, вырастут до 300 млн долларов, еще 125 млн долларов выделяется на укрепление защиты стран Балтии. В рамках усиления безопасности балтийских стран, среди прочего, предусматривается проведение совместных учений и поставки военного снаряжения.

Особой строкой в законе выделено дополнительное финансирование в размере 250 млн долларов для «противодействия влиянию Кремля и непрекращающейся дезинформационной операции, проводимой Россией». Запрещается военное сотрудничество США с Россией и признание Вашингтоном аннексии Крыма Российской Федерацией, в документе выражается решительная поддержка приверженности США Североатлантическому альянсу. Также закон требует обновление и расширение стратегии по противодействию «злонамеренному влиянию» России и Китая.

Директор Центра военно-политических исследований вашингтонского Фонда защиты демократии Брэдли Боуман (Bradley Bowman, Foundation for Defence of Democracies), подчеркивает широкую поддержку Закона об оборонном бюджете США на 2020 год со стороны Конгресса, что отображает приоритеты в области обороной и внешней политики обеих партий. По словам эксперта, подпись президента США под этим законом означает, что политика администрации по отношению к России будет жесткой, а приверженность НАТО остается неизменной. Ранние критические высказывания президента США в адрес Североатлантического альянса, как считает Брэдли Боуман, не определяют будущей стратегии.

«С подписанием Дональдом Трампом этого законопроекта, его положения становятся политикой как самого президента, так и его администрации. И президент подписал законопроект, который определенно придерживается жесткой политики по отношению к России, – говорит Брэдли Боуман. – Мы явно видим, что NDAA направлен на сдерживание союзниками российской агрессии, оказание поддержки НАТО и наращивание военного потенциала альянса и на то, чтобы дать Путину отпор».

Как отмечает эксперт, все предыдущие попытки администраций США наладить отношения с Москвой потерпели неудачу и вряд ли стоит ожидать, что это изменится в ближайшем будущем.

«Каждый раз, когда США предлагают политику перезагрузки и налаживания отношений, протягивают Путину оливковую ветвь, он видит это как слабость и зеленый свет для продолжения агрессии, – добавляет эксперт. – И он будет продолжать быть агрессивным, пока не встретит отпор, который должен быть продемонстрирован в форме политической и военной мощи США. Я думаю, есть четкое осознание того, что мы не можем дать этот отпор в одиночку. Нам нужны союзники и партнеры. Нам нужен НАТО».

Однако эксперт отмечает, что Россия и США могут сотрудничать в области стратегической безопасности, контроля над вооружениями и борьбе с терроризмом в случае «конструктивного поведения Москвы».

Эксперт Центра анализа европейской политики Дональд Дженсен (Donald Jensen, CEPA) приветствует то, что несмотря на все противоречия в отношении Украины и происходящий процесс по вынесению импичмента президенту США, общая поддержка со стороны Вашингтона Киеву остается сильной. Однако, по мнению Дональда Дженсена, политика по отношению к Москве представляет собой «хаос». В то время как Закон об оборонном бюджете на 2020 год является отражением жесткой политики по отношению к России, Белый дом, как считает эксперт, ищет возможности улучшения отношений.

«Внешняя политика США находится в замешательстве, является разделенной и не имеет последовательной стратегии, потому что Белый дом одновременно пытается улучшить отношения с Россией, и наказать ее за агрессивное поведение, – считает эксперт, напомнив о недавнем визите министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Вашингтон и его закрытую встречу с президентом Трампом. – Действия Белого дома в отношении России не соответствуют действиям Конгресса, который занимает более жесткую позицию. Белый дом пытается улучшить отношения с Россией и также противостоит ряду санкций. Это все посылает смешанный сигнал. Я считаю, что правительство США разделено в отношении того, что делать с Россией, и это представляет собой проблему».

Старший научный сотрудник Германского фонда Маршалла Джонатан Кац (Jonathan Katz, GMF) также подчеркивает, что Закон об оборонном бюджете США на 2020 год отражает сильную двухпартийную поддержку Конгресса США Украине. Кроме средств для поддержки безопасности страны в оборонном бюджете, также предусмотрены меры и в других законопроектах, направленных на оказание поддержки Киева вне военной сферы. Однако эксперт разделяет тревогу по поводу того, что в целом в политике США по отношению к Украине и России нет последовательности.

«Несмотря на то, что президент Трамп подписал NDAA, в котором имеется ряд различных положений, опасения по поводу политики президента в отношении Украины и России определенно имеются, – отмечает Джонатан Кац, который согласен с тем, что президент Трамп ищет возможностей улучшения отношений с Россией. – Его недавняя встреча с министром Лавровым в Овальном кабинете, достаточно беспрецедентная, показывает, что президент пытается улучшить личные отношения с президентом Путиным и сблизить США с Россией. Я считаю, что это противоречит интересам нашей национальной безопасности».

Эксперт Германского фонда Маршалла, однако, приветствует подписание президентом Трампом санкций против строящегося газопровода «Северного потока-2», который должен нести российский газ по дну Балтийского моря напрямую в Европу в обход Украины.

«Это послужило сильным сигналом со стороны США по поводу обеспокоенности «Северным потоком-2» и его влияния не только на Украину, но и на европейскую энергетическую безопасность. Хотя, конечно, эти санкции несколько запоздали и должны были быть наложены раньше, тем не менее, очень важно, что это все-таки сделано», – считает эксперт, добавив, что это не только приостановило проект на данный момент, но и оказало поддержку Киеву в переговорах с Москвой о продлении договора о транзите российского газа.

  • 16x9 Image

    Валерия Егисман (Valeria Jegisman)

    Журналист «Голоса Америки». До этого работала в международных неправительственных организациях в Вашингтоне и Лондоне, в русскоязычной версии эстонской ежедневной газеты “Postimees” и в качестве пресс-секретаря МВД Эстонии. Интересы - международные отношения, политика, экономика

XS
SM
MD
LG