Линки доступности

НАТО: саммит в Лондоне как индикатор проблем Альянса


Эксперты в Вашингтоне говорят, что членам Североатлантического блока сложнее, чем прежде, договариваться об общем видении проблем

Встреча глав государств-членов НАТО в Лондоне, которая должна была стать демонстрацией крепости связей внутри организации с 70-летней историей, продемонстрировала обратное: Альянс переживает сложные времена, а его лидеры не выглядят сплоченными перед вызовами трансатлантической безопасности.

Президент Дональд Трамп не стал проводить финальную пресс-конференцию и покинул Лондон раньше, чем планировалось. По сообщениям прессы, несколько глав государств в узком кругу обсуждали американского лидера и делегацию США на саммите, что могло сказаться на планах и настроении президента США.

Впрочем, заключительная декларация саммита была принята, и в ней говорится о поддержании единства НАТО и увеличении расходов на безопасность. Кроме того, в документе упомянута Россия, «агрессивные действия» которой «представляют угрозу евроатлантической безопасности».

На эти слова сразу же отреагировал Кремль: по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, «главным образом НАТО занимается сдерживающей и экспансионистской деятельностью в отношении нашей страны», а «подобные решения об увеличении бюджета лишний раз подтверждают это».

Военные эксперты в Вашингтоне, к которым за оценкой итогов саммита НАТО в Лондоне обратилась Русская служба «Голоса Америки», не стали скрывать своего беспокойства по поводу состояния дел в Североатлантическом блоке.

Стивен Бланк: Россия заинтересована в том, чтобы изображать НАТО как врага

Независимый военный аналитик Стивен Бланк в интервью Русской службе «Голоса Америки» перечисляет трудности, с которыми сейчас сталкивается НАТО: «Когда президент США вступает в противоречие с остальными лидерами стран Альянса, Макрон заявляет о «смерти мозга» у НАТО, а Эрдоган говорит, что не подпишет план по защите Польши и стран Балтии, пока все остальные члены НАТО не согласятся с его определением курдов как террористов - это показывает, что у организации есть много серьезных проблем. И есть еще одна проблема: в Европе нет страны, которой остальные страны доверили бы роль явного лидера. А США они такую роль доверяли, во всяком случае, в делах, касающихся безопасности. Сейчас это все меняется».

Стивен Бланк считает, что Белый Дом не придает НАТО должного значения, а европейцы могли бы тратить и побольше: «Трамп, похоже, не понимает, что НАТО дает самим Соединенным Штатам, и зачем НАТО вообще существует. Это спровоцировало страны Европы, спровоцировало Макрона, в частности, на то, чтобы подумать о большей стратегической автономности. Все, о чем Трамп думает – это о том, что остальные не платят столько, сколько нужно. Справедливости ради, нужно заметить, что это именно так: несмотря на то, что все вроде договорились увеличить расходы в 2021 году, многие европейские страны оценивают риски и опасности иначе, чем это делают США или, скажем, Польша и страны Балтии».

По мнению эксперта, Москва «очень заинтересована в том, чтобы изображать НАТО своим реальным врагом, чтобы поддерживать синдром «осажденной крепости» у населения, а также пользуется этим и во внешней политике».

«При этом в Москве хорошо понимают, что происходит с НАТО, тут нет ничего тайного, об этом все пишут. Но в Кремле не только подогревают пропаганду про враждебность НАТО - они еще и сами в нее верят», - говорит Стивен Бланк.

Майкл Карпентер: от разногласий на саммитах НАТО выигрывает Путин

Директор Центра Байдена в Пенсильванском университете Майкл Карпентер подчеркивает в своем комментарии для «Голоса Америки», что разногласия в НАТО ослабляют Альянс и помогают его противникам: «К моему большому сожалению, я вынужден сказать, что, как мне кажется, больше всех выиграл от того, что происходило на этом саммите, Владимир Путин. Между союзниками явно недостает солидарности и общего видения, и это служит целям Путина больше, чем чьим-либо другим. При этом сам Альянс находится в относительно неплохой форме, и заголовки в прессе не вполне отражают ту большую и важную работу, которую делает НАТО».

Утечки в медиа о не слишком дружественной атмосфере на саммите в Лондоне Майкл Карпентер воспринимает с огорчением: «Естественно, разговоры о том, что над президентом США насмехаются в ходе таких саммитов, не приносят ничего хорошего ни американской дипломатии, ни положению США в мире. Эта ситуация плоха и для самого НАТО – Вашингтон всегда был лидером в блоке, а теперь президент США уезжает с саммита поспешно, отменив пресс-конференцию».

Поведение Реджепа Тайипа Эрдогана, по мнению бывшего высокопоставленного сотрудника Пентагона, должно настораживать других членов Альянса всерьез: «Турция всегда была проблемой для НАТО, и ничего нового тут нет, но беспокоит то, что эта страна не только находится под авторитарной властью, но и открыто согласовывает свою внешнюю политику с президентом Путиным».

Майкл Карпентер указывает в своем комментарии на то, что Эмманюэль Макрон и другие европейские лидеры не слишком придерживаются принципиальной позиции по поводу действий России: «Поведение Макрона было неожиданным, в особенности его слова про НАТО и некий реверанс в сторону России. Вообще, в поведении Европы в отношении России есть смесь двух подходов: с одной стороны, многие страны прекрасно понимают, что агрессивная Москва представляет для Европы реальную угрозу. Но некоторые лидеры при этом, как Макрон, считают, что могут одновременно критиковать Путина и вести с ним дела. Макрон, конечно, оговаривается, что для восстановления прежних связей с Россией она должна выполнить ряд условий, но зачем тогда он ездил на экономический форум в Петербург в прошлом году?»

Военный аналитик сомневается в том, что новый скандал с убийством в Берлине, в котором уже найден российский след, сможет стать объединяющим моментом и вызвать ответ в блоковом формате: «В общем, для всех теперь очевидно, что убийство в Берлине было организовано властями Чечни, являющейся частью России. Но я предвижу, что это преступление не вызовет столь мощную единую реакцию, как это было с отравлением Скрипалей. В целом прослеживается быстрый отказ от реальных обвинений России со стороны Европы после каждого громкого случая. Захват Крыма: сначала - громкая риторика, потом ее спад, сбитый рейс MH17 – сначала негодование, потом опять спад… А у Германии еще и «Северный поток – 2», и все это все только вдохновляет Кремль на новые проявления его агрессивной тактики».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG