Линки доступности

Сирия: дипломаты ищут консенсус, оппозиция призывает Запад вмешаться


Хиллари Клинтор и Сергей Лавров
Хиллари Клинтор и Сергей Лавров

Хиллари Клинтон и Сергей Лавров обменялись мнениями

Госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала «конструктивной» свою встречу с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, состоявшуюся в понедельник утром на полях заседания Совета Безопасности ООН, посвященного вызовам и возможностям «арабской весны» и ситуации на Ближнем Востоке. Однако, судя по заявлениям США и их союзников с одной стороны, и России и Китая с другой, между членами Совбеза остаются серьезные разногласия по вопросу об урегулировании в Сирии.

Госсекретарь Клинтон заявила, что одобренная Россией и Лигой арабских государств (ЛАГ) в Каире в минувшую субботу декларация из пяти пунктов «продвигает нас в правильном направлении». «Однако претворение в жизнь этих принципов потребует большой работы», – добавила она.

По итогам встречи в Каире были сформулированы пять принципов урегулирования в Сирии, которые Лавров озвучил в своем выступлении в Совбезе ООН: прекращение насилия со всех сторон, создание беспристрастного механизма мониторинга, неприемлемость внешнего вмешательства в дела сирийцев, беспрепятственная доставка гуманитарной помощи, твердая поддержка миссии спецпредставителя генсека ООН Кофи Аннана с целью начала политического диалога между правительством и всеми группами оппозиции. В понедельник посол Сирии в России заявил о том, что официальный Дамаск поддерживает эти пять принципов.

«Если мы все искренне хотим в качестве абсолютного приоритета немедленно прекратить всякое насилие и оказать гуманитарную помощь гражданскому населению, то на данном этапе надо говорить не о том, кто первый начал, а о выработке реалистичных, осуществимых подходов, которые бы позволили в приоритетном порядке добиться прекращения огня», – заявил российский министр.

Хиллари Клинтон подчеркнула, что «прежде всего правительство Асада должно прекратить насилие против собственного народа – это требование абсолютно четко».

«Сегодня я сказала министру иностранных дел Лаврову, что нельзя приравнивать насилие (со стороны правительства президента Сирии Башара Асада к действиям населения, которое вынуждено прибегать к самообороне – М.Г.), – сообщила госсекретарь журналистам вскоре после 45-минутной встречи с российским коллегой. – Монополией на смертоносное насилие обладает сирийский режим. Для того, чтобы запустить политический процесс, нужно положить конец кровопролитию. Конечно, мы ожидаем, что после того, как сирийское правительство примет для этого меры, другие стороны конфликта тоже прекратят насилие. Но мы не можем ожидать, что беззащитные граждане, подвергаемые артиллерийским обстрелам, прекратят сопротивление прежде, чем режим Асада предпримет какие-то конкретные шаги».

Поддержав одобренные в Каире пять принципов в качестве основы для разработки плана урегулирования конфликта, госсекретарь Клинтон еще раз подчеркнула, что США считают «главным и необходимым условием урегулирования прекращение насилия со стороны сирийского режима».

Ранее, в своем выступлении на заседании Совета Безопасности, Хиллари Клинтон высказалась более резко: «Мы отвергаем всякую возможность уравнивания ответственности, которая может быть возложена на совершающую преднамеренные убийства военную машину сирийского правительства и взятых в осаду обороняющихся гражданских лиц. Цинизм президента Сирии Башара Асада, который санкционировал новые атаки на Идлиб, а также продолжение военных действий в Хаме, Хомсе и Растане в то самое время, когда он вел переговоры со специальным посланником ООН Кофи Аннаном, не знает границ».

Госсекретарь США также призвала Россию и Китай поддержать план ЛАГ по разрешению кризиса в Сирии.

«Мы считаем, что сейчас настало время всем странам, даже тем, которые ранее блокировали наши усилия, встать на защиту гуманитарного подхода, предлагаемого ЛАГ, – заявила она. – Международное сообщество должно говорить в один голос – без колебаний или оговорок – о том, что убийства невинных сирийских граждан должны прекратиться и должен начаться политический процесс».

«Альтернативой нашему единству в этом вопросе будет кровавый внутренний конфликт, который будет иметь опасные последствия для всего региона», – добавила госсекретарь Клинтон.

Она выразила надежду на то, что это послание «будет услышано в Москве».

Лавров: «Ультиматумы не принесут результатов»

В январе этого года Россия и Китай наложили вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, в основу которой был положен план мирного урегулирования сирийского конфликта, предложенный ЛАГ. Этот план предусматривал передачу власти президентом Башаром Асадом вице-президенту Сирии и формирование правительства национального единства. Россия и Китай опасаются, что такой документ, аналогичный резолюции по Ливии, послужит поводом к военному вмешательству в конфликт стран Запада.

С тех пор работа над проектом новой резолюции Совбеза ООН шла крайне тяжело. Однако в понедельник у дипломатов появилась надежда на то, что основой такого проекта могут стать разработанные в Каире пять принципов.

Сергей Лавров дал понять, что приемлемая резолюция Совета Безопасности по ситуации в Сирии «могла бы быть принята очень быстро» в случае, если документ «будет продиктован необходимостью прекратить кровопролитие в сирийских городах, а не желанием поддержать оппозиционные повстанческие группировки».

В то же время глава МИД РФ признал, что преодолеть разногласия всем странам-членам Совета Безопасности ООН будет очень сложно.

«Пока мы не преодолеем все разногласия, механизм урегулирования не заработает», – сказал он, отвечая на вопросы журналистов.

«Ультиматумы не принесут результатов», – добавил российский министр.

Он отметил, что Россия регулярно контактирует с сирийским правительством и «очень настоятельно» призывает к урегулированию ситуации.

«Однако нечестно говорить, что все зависит только от России, – заявил Лавров. – Я хотел бы, чтобы Российская Федерация занимала такое положение в мире. Я также хотел бы надеяться, что США смогут волшебным образом разрешить палестино-израильский конфликт или прекратить контрабанду наркотиков из Афганистана. Однако мы все понимаем, что сегодняшние конфликты в мире не могут быть разрешены одними желаниями, усилиями или действиями какой-либо одной страны».

Лавров в очередной раз повторил, что против властей Сирии выступают вооруженные группировки, в том числе «Аль-Кайда». «Если задача заключается в том, чтобы возложить ответственность за все, что происходит, на Асада, и потом требовать, чтобы он вывел войска из городов [Сирии] – что ж, это эффектно звучит и производит впечатление на телезрителей, – заявил российский министр. – Но если Совбез ООН заинтересован не в формировании общественного мнения, а в том, чтобы остановить кровопролитие, то мы должны подходить к вопросу более прагматично».

«Прекращения насилия – приоритет номер один»

Сергей Лавров сообщил, что во время своего визита в Нью-Йорк провел встречи не только с Хиллари Клинтон, но и с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, а также со своими коллегами из Германии и Великобритании. По словам российского министра, в ходе этих консультаций он ощутил понимание того, что в поисках путей урегулирования необходимо исходить не из «чувства мести или желания найти и наказать виновных, но из интересов сирийского народа».

«Это требует незамедлительного прекращения насилия, – подчеркнул Лавров. – Это наш приоритет номер один».

Отвечая на заявление Хиллари Клинтон, российский министр сказал, что «дело не в том, уравниваем ли мы насилие со стороны сирийского правительства и оппозиции, а в том, как сохранить человеческие жизни».

«Абсолютно необходимо прекращение огня», – заявил Лавров, выразив надежду на то, что Кофи Аннан сумеет выступить с конкретными предложениями по достижению этой цели.

При этом глава российского МИД предупредил, что решение этой сложной проблемы не может быть достигнуто в результате победы одной точки зрения над другими, и подчеркнул, что Россия считает право вето одним из важных основополагающих принципов работы ООН.

«Отцы-основатели ООН решили на базе неудачного опыта Лиги наций, что, если ведущие члены СБ не согласны в чем-то, его решения не могут быть жизнеспособными, – указал Лавров, выступая перед журналистами. – Поэтому давайте с уважением относиться друг к другу, к позициям друг друга и искать общие подходы, которые бы были сформулированы в очень четких терминах и которые бы исключили повторение ситуации с резолюциями СБ ООН по Ливии, обе из которых были грубо нарушены, несмотря на тот факт, что первая из них была принята консенсусом, и принимать такие решения, которые бы нельзя было истолковывать двояко».

Основания для оптимизма

Несмотря на это предупреждение, министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг усмотрел в словах российского министра повод для оптимизма. Выступая на брифинге по итогам специальной сессии Совета Безопасности ООН, Хейг назвал «обнадеживающим» то, что позиции России и Лиги арабских государств сблизились.

«Я думаю, что эти переговоры нужны как часть политического процесса [на Ближнем Востоке], – сказал глава Форин-офиса. – Я также рад, что министр иностранных дел Лавров признал необходимость запустить политический процесс урегулирования, к чему мы вместе с министрами арабских государств давно призываем».

Хейг ответил отрицательно на вопрос, не считает ли он, что Россия пытается оттеснить Запад в процессе мирного урегулирования и занять лидирующие позиции в переговорах с арабскими государствами.

При этом британский министр также отметил, что даже сепаратные переговоры России и ЛАГ «вряд ли переубедят кого-либо, что режим Асада обречен».

Военная интервенция и гуманитарная помощь

Встречи на уровне министров иностранных дел проходили в Нью-Йорке на фоне известий о новых боях на севере Сирии и минировании сирийско-турецкой границы, а также сообщений о консультациях США и союзников по поводу возможных вариантов военного вмешательства в конфликт. Как сообщает газета The Washington Post, рассматриваемые варианты включают поставки оружия оппозиции, отправку войск для создания гуманитарных коридоров или безопасных зон для беженцев. Однако окончательного решения по военной интервенции пока не принято.

Тем временем, представители базирующегося в Турции Сирийского национального совета на пресс-конференции в Стамбуле призвали арабские и западные государства к военному вмешательству в Сирии. Как передает агентство «Рейтер», оппозиционеры заявили, что военная интервенция необходима для создания «гуманитарных коридоров». Кроме того, они потребовали создания бесполетной зоны над страной, чтобы положить конец насилию по отношению к мирному населению. Представители Совета также заявили, что некоторые страны, назвать которые они отказались, уже сейчас помогают вооружать повстанцев, противостоящих войскам президента Сирии Башара Асада.

Однако официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер в ответ на просьбу прокомментировать прозвучавшие в Стамбуле заявления сказал, что США не собираются «милитаризировать ситуацию» в Сирии.

«Мы рассматриваем ряд вариантов, по которым мы можем оказывать помощь жертвам режима президента Башара Асада, но на данный момент не рассматриваем возможность милитаризации ситуации больше, чем это уже произошло», – заявил Тонер, признав при этом, что США «никогда не отказывались ни от одного из вариантов» действий.

Однако, по его словам, «сейчас наши усилия сосредоточены на немедленном прекращении насилия, на том, чтобы президент Сирии Башар Асад убрал свои войска из городов, а также на попытках организовать гуманитарную помощь тем, кто в ней нуждается».

Хиллари Клинтон сообщила, что «группа друзей Сирии», в которую входят около 70 государств (но не Россия), надеется в скором времени начать доставку гуманитарных грузов населению страны.

Между тем, в понедельник Россия стала первой страной, поставившей гуманитарную помощь в Сирию. По данным Управлении информации МЧС России, в Дамаск двумя спецрейсами доставлено 130 палаток, 200 одеял, 100 наборов полевой складной кухни, а также продовольствие, включая детское питание.

В Сирии, где уже год продолжаются выступления оппозиции, по данным ООН, в столкновениях с армией и полицией погибло более 7,5 тысяч человек. США и страны Запада, а также ряд арабских государств возлагают ответственность за кровопролитие на Башара Асада и выступают за его отставку. Сирийский лидер обвиняет в беспорядках «террористов» и внешние силы.

XS
SM
MD
LG