Линки доступности

Эксперты о запрете в Украине российских соцсетей, Яндекса и Mail.ru


 
 

Санкционный список разделен на две части – в отношении 1228 физических и 468 юридических лиц

КИЕВ – Украина вводит новые персональные, специальные и экономические антироссийские санкции в отношении граждан и юридических лиц. Соответствующий указ президента Украины Петра Порошенко был подписан 15 мая и размещен на официальном сайте лидера государства.

Санкции в отношении физических лиц – граждан Украины и России, и других стран, вводятся на срок от одного до трех лет, а для определенной категории, в том числе, российских чиновников – на бессрочной основе.

Пакет санкций сформирован решением Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 апреля 2017 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)».

Они предусматривают как запрет на «въезд на территорию Украины», так и «блокирование активов – временное ограничение права человека пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом», а также другие ограничительные меры.

Список из физических лиц, в отношении которых вводятся санкции, опубликован на сайте лидера Украины в дополнении к президентскому указу и составляет 1228 человек.

Особую дискуссию в украинском сегменте Интернета вызвали санкции – «ограничения или прекращения предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования» – для крупных российских социальных сетей, интернет-ресурсов, таких как, ВКонтакте, Одноклассники, Yandex, Mail.ru.

В пунктах дополнения в отношении юридических лиц – 394, 395, 396, 397, 398, 399, 400 и других – сообщается о санкционных действиях в отношении российских средств массовой информации: ТВ Центр, РБК, телеканал Звезда, ВГТРК, НТВ-плюс. Украинские санкции вводятся и в отношении других российских редакций, перечисленных в пунктах дополнения.

Министерство инфополитики о санкциях

В комментарии министерства информационной политики Украины отмечается, что «такие ресурсы как ВКонтакте», Одноклассники, Яндекс, Мэйл. РУ ГРУПП давно уже используются российскими спецслужбами как инструмент гибридной войны».

Мы видим огромный поток мнений, в котором каждая из сторон считает себя правой, и только свою аргументацию считает единственно верной
Виталий Филипповский

«Министерство информационной политики Украины неизменно считает ключевой ценностью свободу выражения мнения и делает максимум для защиты средств массовой информации и журналистов. В то же время, учитывая предоставленные факты, и заботясь о безопасности страны, решение Совета национальной безопасности и обороны Украины соответствует задачам, которые сегодня стоят перед государством по проблематике территориальной целостности и социальной защиты», – отметил в комментарии для прессы государственный секретарь министерства информационной политики Артем Биденко.

Санкции и реакция: жесткая дискуссия в Интернете

Политический эксперт Виталий Филипповский считает, что подобными санкциями, особенно, в отношении социальных сетей, в которых насчитываются миллионы украинских пользователей, власть спровоцировала жесткую дискуссию в обществе без желания защитить интересы определенной части граждан.

«Мы видим огромный поток мнений, в котором каждая из сторон считает себя правой, и только свою аргументацию считает единственно верной. Но, формально, в том направлении, в котором движутся решения украинской власти, – они были бы органичными, например, в 2014 году. Тогда нужно было в соцсетях препятствовать влиянию агрессора, конфронтации с Россией, тогда, последовательно, в момент активной фазы военных действий в стране, и в случае введения военного положения, нужно было принимать подобные санкции и под них вводить правовую базу», – говорит Виталий Филипповский корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

одна часть граждан поддерживают новые санкции, а вторая справедливо отмечает, что у нас война не объявлена

Виталий Филипповский говорит, что подобного рода санкции не только отвлекают внимание общества от насущных проблем в экономике, но и создают некоторые проблемы для тех, кто ВКонтакте или Одноклассниках, а также, используя почтовые сервисы Яндекса и Mail.ru, занимался мелким бизнесом.

«Если мы говорим о социально-экономических последствиях, то тысячи физических и юридических лиц из Украины так или иначе связаны с социальными сетями и почтами на российских серверах, в отношении которых вводятся санкции. Теперь мы закрываем эти сети и услуги и нужно готовым к тому, что определенной категории пользователей соцсетей, которые продавали по «серым схемам» какие-то товары, это создает экономические проблемы. Предложила ли украинская власть альтернативу? Я не вижу», – подчеркивает Виталий Филипповский.

Он говорит, что социальные сети, например, ВКонтакте – довольный популярный сервис для общения украинской молодежи в возрастной категории 15-30 лет.

«Теперь мы видим, что одна часть граждан поддерживают новые санкции, а вторая справедливо отмечает, что у нас война не объявлена, и по факту эти действия власти можно расценивать – как нарушение гражданских прав людей на свободу владения и распространения информации. Тем более, чтобы одним унитарным решением подвести одинаковую правовую базу для запрещения всех перечисленных он-лайн-сервисов – физически неправильно и невозможно», – считает Виталий Филипповский.

такой шаг защитит украинцев, поскольку российские соцсети используются не только для распространения антиукраинской пропаганды, но и для сбора личных данных и персональной информации об украинских гражданах
Дмитрий Бачевский

Эксперт говорит, что, поскольку Интернет – слабо поддается контролю со стороны любой власти, тот, кто захочет обойти запреты, воспользуется десятками существующих различных программ.

Виталий Филипповский также считает, что подобного рода законодательную инициативу можно рассматривать как один из компонентов политтехнологических решений власти.

«История с безвизом еще не закончилась, это долгоиграющая тема, она является источником положительных оценок для власти, будет использоваться в будущей президентской избирательной кампании. Точно также милитаристская, антироссийская риторика – часть позиционирования действующей политической элиты, 25-30 процентов населения ее поддерживает, и она является запросом для украинской целевой аудитории», – утверждает Виталий Филипповский.

Санкции – шаг вынужденный, но для защиты Украины

Политтехнолог Дмитрий Бачевский считает, что запрет российских социальных сетей в Украине является вынужденным шагом, направленным на защиту информационного пространства Украины.

«Такие меры не могут трактоваться, как ограничение гражданских свобод, ведь они не ограничивают возможностей для граждан для получения правдивой и полной информации. Существует множество других источников информации, кроме российских соцсетей. Более того, такой шаг защитит украинцев, поскольку российские соцсети используются не только для распространения антиукраинской пропаганды, но и для сбора личных данных и персональной информации об украинских гражданах. В будущем это может использоваться для шантажа и вербовки соотечественников российскими спецслужбами», – отмечает в комментарии корреспонденту Русской службе «Голоса Америки» Дмитрий Бачевский.

Санкции в отношении российских социальных сетей Дмитрий Бачевский называет «абсолютно правильным решением».

«Еще пару лет назад такой шаг был бы невозможен и вызвал бы значительное сопротивление общества. Но сегодня, очевидно, власть почувствовала, что ситуация созрела и удобный момент наступил, поэтому запретить российские соцсети можно безболезненно и с наименьшими репутационными и рейтинговыми потерями для себя», – подчеркивает Дмитрий Бачевский.

Дмитрий Бачевский отмечает, что нет разницы в понимании санкций применимых, как к списку физических, так и юридических лиц.

«По мере укрепления государства, мы находим новых и новых поставщиков критического импорта, новые рынки сбыта, у нас появляются возможности осуществлять дополнительный экономическое давление на Россию с минимальными потерями для себя», – утверждает Дмитрий Бачевский.

И только женщина из Израиля, которая сама перестала пользоваться Одноклассниками пару лет назад из-за русских ботов, сказала: Пусть грязь, рождаемая в России, в России же и остается
Алексей Голобуцкий

Он говорит, что данный санкционный антироссийский список – не последний, и «чем больше от России будет отделяться украинская экономика, тем дальше этот список будет расширяться».

Запрет для соцсетей и реакция в Фейсбуке

По мнению журналиста Игоря Гужвы, запрет для ВКонтакте, Яндекс, Mail.ru и других «никакого отношения к вопросам национальной безопасности не имеет».

«Рассказы о том, что ВКонтакте стала местом организации сепаратистов в 2014 году, меркнут в сравнении с той ролью, которую эта социальная сеть сыграла для координации действий национал-радикалов во время событий на Майдане в 2013-2014 годах. Они и по сей день пользуются этой социальной сетью, также как и более десяти миллионов других украинцев с самыми разными убеждениями, целями и задачами», – подчеркивает Игорь Гужва на своей странице в Фейсбуке.

Политтехнолог Алексей Голобуцкий приводит реакцию на запрет, как он пишет, «на «либеральном» "Дожде"».

«Типа мы устанавливаем диктатуру, “КНДР” и т.п. Звонки из Украины неких «политтехнологов», рассказывающих о бедах, которые обрушатся на Украину из-за этого. И многое другое: проклятья и обвинения. И только женщина из Израиля, которая сама перестала пользоваться Одноклассниками пару лет назад из-за русских ботов, сказала: Пусть грязь, рождаемая в России, в России же и остается!» – отмечает Алексей Голобуцкий.

Исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк отмечает, что «какой-то странный и неожиданный запрет на ВКонтакте и Одноклассники».

«Причины называют, мол, Россия зарабатывает на наших пользователях, а у нас же война. Но извините, вышла экономическая санкция по своим же гражданам. Разве ВКонтакте не использовали как средство коммуникации теми же украинскими частными предпринимателями, которые имели там страницы, выставляли продукцию? Не говоря о миллионах граждан, имевших там какую-то личную жизнь», – считает Оксана Романюк.

Она напоминает, что единственный механизм блокировки сайтов в Украине – через суд.

«Поэтому, чтобы воплотить этот указ в жизнь, нужно вносить изменения в законодательство относительно телекоммуникаций, вряд ли будет просто», – подчеркивает Оксана Романюк.

XS
SM
MD
LG