Линки доступности

Путин не забывает об обмене заключенными: украинская реакция


Украинские моряки, незаконно захваченные Россией в Керченском проливе, в зале московского суда. 17 аперля 2019 г.
Украинские моряки, незаконно захваченные Россией в Керченском проливе, в зале московского суда. 17 аперля 2019 г.

У российской стороны «есть готовность» к обмену, поэтому стоит набраться терпения, утверждают в Кремле

В России не забывают о возможностях для обмена с Украиной арестованными гражданами. Президент России Владимир Путин кратко сказал: «мы думаем об этом, мы не забыли», отвечая на вопрос о том, можно ли как-то добиться возвращения журналиста Кирилла Вышинского из украинского следственного изолятора в обмен украинцев – Олега Сенцова, моряков, захваченных Россией в ноябре 2018 года.

«Мы думаем об этом, мы не забыли», – отметил Владимир Путин во время подхода к прессе по окончании Прямой линии 20 июня.

Лидер России не пояснил, каковы сроки для обдумывания этой проблемы, однако отвечая на вопрос о перспективах Минских соглашений после парламентских выборов в Украине, сказал, что и «эти вопросы никогда не исчезают из поля нашего зрения».

«Особенно это касается проблем людей, оказавшихся в такой трудной ситуации, когда они находятся в местах лишения свободы либо в каких-то подобных местах, не лучше, чем тюрьма», – подчеркнул Владимир Путин, сообщается на сайте Кремля в стенограмме бесед президента России.

Как сказал журналистам 21 июня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, у российской стороны «есть готовность» к обмену заключенными.

«Важно, чтобы она встретила взаимность с украинской стороны. В Киеве есть понимание необходимости продвижения в этой сфере», – сказал он, сообщает информационное агентство РБК.

При этом он отметил, что от Киева и Москвы потребуется двусторонняя работа, «которая не может быть открытой и публичной». «Поэтому стоит набраться терпения», – отметил Дмитрий Песков.

Моряки, Сенцов, Вышинский

Напомним, что 25 ноября 2018 года у берегов аннексированного Крыма российские пограничники обстреляли и захватили три украинских военных корабля и задержали 24 моряка. Военнослужащих обвиняют в незаконном пересечении границы России. Моряки содержатся в СИЗО в Москве. Киев считает случившееся актом агрессии, а моряков называет военнопленными. Позицию Украины поддержали США, НАТО и Евросоюз.

Олег Сенцов отбывает наказание в виде 20 лет колонии строгого режима по приговору о «подготовке терактов в Крыму», который 25 августа 2015 года вынес Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС), сообщает ТАСС.

Руководителя портала РИА Новости Украина задержали в Киеве 15 мая 2018 года. Его обвиняют в госизмене и поддержке самопровозглашенных республик Донбасса. Журналисту грозит до 15 лет лишения свободы

В своей инаугурационной речи президент Владимир Зеленский заявил: «Не мы начинали эту войну, но нам эту войну заканчивать» и добавил: «Мы готовы к диалогу. И я уверен, что прекрасным первым шагом для начала этого диалога, станет возвращение всех украинских пленных».

В ходе недавнего визита в Киев, американский сенатор-республиканец Роб Портман, сопредседатель Украинского кокуса в Конгрессе, заявил, что в ходе встречи с президентом Зеленским он также обсуждал судьбу 24 украинских моряков, захваченных Россией в ноябре прошлого года в Керченском проливе.

«Я пообещал президенту Зеленскому сделать все, что в силах Сената, чтобы судьба этих 24 моряков оставалась в центре внимания, пока не будет урегулирован кризис», – сказал сенатор.

Умиротворение агрессора?

По мнению директора Центра общественно-информативных технологий «Форум» Валерия Дымова, Россия обязана освободить украинских моряков, вернуть украинские корабли.

«К этому ее обязывает решение Международного трибунала ООН. Но мы видим, что Владимир Путин собрался, как террорист, который захватывает заложников, выгоднее их продать, или обменять на своих условиях. Должны быть приняты решения и по другим заложникам, которые находятся на оккупированном Донбассе или в Крыму, или содержатся в российских тюрьмах в качестве заложников политики Путина. Этими и другими вопросами должны заниматься не только в Минске в рамках подгрупп Трехсторонней контактной группы, но и в Нормандском формате», – говорит Валерий Дымов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что в условиях нынешней международной политики Владимир Путин чувствует себя абсолютно безнаказанным и позволяет «краткие ответы на очень важные вопросы».

«Как бы не секрет, что Путин становится все менее интересным российским гражданам, и его «прямые линии» становятся все более ритуальными, с абсолютно с прогнозируемыми ответами. Сначала готовятся ответы, а потом задают вопросы. Но когда во время голодовки Олега Сенцова к российскому президенту приезжали Ангела Меркель и Эммануэль Макрон и говорили, о чем угодно, но только не о возвращении украинских заложников, то понятно, почему Кремль проводит такую политику», – подчеркивает Валерий Дымов.

Он уверен в том, что вопрос моряков будет решен, однако считает, что их возвращение, как и других политических заключенных, должно происходить на условиях Украины.

«Это решение не должно быть продуктом компромиссов за счет Украины. Будет ли это Дональд Трамп, который после нападения на украинских моряков в Керченском проливе, прошел в Буэнос-Айресе на саммите Большой двадцатки мимо Владимира Путина, а теперь готов поднять свои ставки в глазах американских избирателей, и, возможно, встретиться с ним, или риторика президента Франции по итогам переговоров с Владимиром Зеленским о том, что в Европе довольны желанием Украины разговаривать с сепаратистами, на что были даны опровержения – все это компромиссы за счет Украины»,– отмечает Валерий Дымов.

По мнению политолога, то, что она называет политикой Запада по умиротворению агрессора, и привело к безнаказанности Кремля, фактическому захвату не только отдельных районов Донбасса и Крыма, но и Азовского моря.

О желании и опыте переговоров по заложникам

Вице-президент независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» Игорь Харченко считает, что в России готовы на обмен заложниками, но только на своих условиях.

Он говорит корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что сегодня сложно определить готовность команды президента Владимира Зеленского на равных бороться с Россией в процессах возвращения моряков, политических заложников.

«Сложно говорить, мы не знаем, есть ли у него в команде те, у кого есть опыт подобных переговоров, те, кто понимает процесс, остались ли прежние сотрудники в рабочих группах, созданы ли новые рабочие группы – это пока все неизвестно», – считает Игорь Харченко.

Однако он подчеркивает, что у президента Владимира Зеленского по вопросу обмена заложниками, сегодня «выигрышная позиция».

«У президента высокая легитимность и поддержка украинцев, он может говорить с Россией от имени украинского народа. Но будет ли он это делать в ближайшие месяцы – покажет время», – считает Игорь Харченко.

По его словам, в ходе парламентской гонки тема обмена заложниками будет среди актуальных, и политическая сила действующего лидера не сможет ее обойти своим вниманием.

Вместе с тем, политолог считает, что хотя президент России Владимир Путин не стал подробно останавливаться на этой теме, само упоминание того, что обмен остается в поле зрения российского лидера, можно рассматривать как попытку втянуть украинскую сторону в процесс переговоров, с желанием переиграть украинцев во время дискуссий.

«Такой подход отображает классические принципы российской дипломатии, на этом она держится: рассматривая один вопрос, подсовывать другой, говорить об одном, а предлагать решать третье», – подчеркивает Игорь Харченко.

XS
SM
MD
LG